В мире примерно каждый десятый мужчина дальтоник. Людям с этой особенностью часто задают неудобные вопросы и в миллионный раз просят назвать тот или иной цвет, указывая на предмет. Как же действительно живется человеку с дальтонизмом, не мешает ли это работе, и как он смотрит на мир, Крым.News рассказал дальтоник-дизайнер из Симферополя.
Владиславу 22 года. Он живет в Симферополе и занимается графическим дизайном. Многие до сих пор даже не подозревают о его дальтонизме. Сам Влад говорит, что это не мешает ни его профессии, ни повседневной жизни.
Расскажи, как ты видишь тот или иной цвет? А каких цветов вообще не видишь?
– Это самый частый вопрос в мой адрес, после того, как люди узнают, что я дальтоник (смеется). Я не могу сказать, что я вижу или не вижу. Моя девушка говорит, что зеленый, красный и сиреневый я практически вообще не различаю. А ещё путаю зелёный с жёлтым, или фиолетовый с голубым.
Как реагируют на тебя люди, когда узнают, что ты дальтоник? Что спрашивают?
– Реакции разные бывают. Реже им все равно. Но чаще всего это нескончаемый поток вопросов: «А это какой цвет? А моя куртка, какого цвета? А ты отличаешь зелёный от синего?». Я привык и пытаюсь относиться к этому спокойно. Ведь люди, возможно, встречают дальтоника впервые.
Бывали ли у тебя действительно неловкие или смешные моменты, связанные с тем, что ты перепутал тот или иной цвет?
– Да, постоянно. Особенно когда в детстве папа или мама просили что-то принести. Например, красные пассатижи или розовое полотенце. Но после того, как я приносил совершенно не те вещи, родители начинали смеяться, ведь забывали, что я дальтоник. Сейчас это происходит почти каждый день. Я до сих пор доказываю своей девушке, что у неё голубая сумочка, а не сиреневая. Я в этом просто уверен!
Можешь ли ты один и тот же цвет видеть совершенно по-разному?
– Да. Все зависит от освещения, и, что самое странное, от окружающих цветов. Светофор для меня обычный, там цвета довольно контрастные, да и правильное их размещение я тоже знаю. А вот с радугой все обстоит намного хуже. Она для меня худая, только желтую полосу вижу. В школе рисовал её не по памяти, а по стишку про охотника и фазана. Несмотря на это, пару раз туда всё же попадали черные и коричневые карандаши.
Как ты видишь вечером? Какие цвета преобладают?
– Наверное, вопрос касается заката? Он для меня также прекрасен, как и для вас. Даже если выглядит по-другому. Преобладают теплые тона и желтые оттенки.
Какой твой любимый цвет?
– Обожаю холодные цвета – голубой, синий. Но тяга ко всему чёрно-белому намного больше. Конкретного любимого цвета нет.
В детстве, когда ты ходил в садик или школу, как реагировали учителя и дети на твою особенность?
– Все дети жестоки. И по отношению ко мне они исключения не делали. Все детство слышал постоянные подколы. Но это проблема детей, которых родители не научили хорошим манерам. Учителя были более лояльны. Часто вспоминаю случай в школе, когда я пришёл в первый класс. На уроке рисования я изобразил траву черного цвета, ведь не знал, какой из карандашей зелёный. Первая учительница пошла к моей маме, и сказала, что у меня проблемы с психикой. На что мама ответила: « Все хорошо, он просто дальтоник…» После этого вопросов не возникало.
Родители пытались научить тебя распознавать те или иные цвета?
– Зачем? Это как учить утку лаять – бессмысленно.
Мешает ли тебе дальтонизм в повседневной жизни?
– Я его не замечаю, и мои близкие тоже, пока я синее полотенце не принесу, вместо розового.
В твоей семье кто-то ещё страдает дальтонизмом?
– Да, мой дедушка. Он мировой мужик и монохромный дальтоник. У него все в оттенках серого. Но это не помешало ему водить машину и работать милиционером. Правда есть несколько забавных историй связанных с его дальтонизмом. Когда-то мама покрасила волосы в ярко-красный цвет. Дедушка долго ходил, смотрел на неё, а потом говорит: «Дочь, мне сказали, что у тебя волосы красные, это правда?». Мама отвечает: «Нет, папа, все врут». Вторая история уже ближе к нашему времени. Когда появились цветные телевизоры, мой дедушка купил и себе такой. Правда, зачем он ему, до сих пор непонятно...
Как ты решил, что хочешь стать графическим дизайнером?
– Подал документы на обучение в ВУЗ, и уже там понял, что мне комфортно работать по профессии. Бывают, конечно, свои нюансы, но мне помогают. Да и не первый я такой дизайнер, кстати.
Мешают ли в работе твои особенности и как?
– Не особо, даже наоборот. Говорят, я хорошо комбинирую цвета. Люди часто забывают о моей особенности, и просто воспринимают это как художественный замысел, который они не поняли. Очень удобная профессия для меня. Если что, могу говорить: "Я художник, я так вижу". В остальном, я запоминаю кодировки цветов, и как они сочетаются. Есть обычные палитры, которые комбинируют цвета, оттуда тоже беру. Даже банальная фотография берега или леса помогает в подборе цветовых пар. Ну а в сложных ситуациях, мне есть к кому обратиться.
Хотел бы попробовать надеть новые очки, через которые увидишь все цвета, как они есть?
– Попробовать, наверное, хотелось бы. Но буду ли носить их постоянно – даже не знаю.
Ты боишься увидеть мир таким, какой он есть, во всех цветах? Есть чувство страха, что твое обычное виденье разочарует тебя?
– Я не боюсь увидеть мир таким, каков он есть. Но для меня он навсегда останется таким, как я его вижу.