Рассказ Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» я читал еще в детстве, до сих пор помню, какой отклик у меня он вызвал. Мурашки по коже, волосы дыбом! В особенно грустных моментах – нежданная сырость.
Неожиданно мой сын остался совершенно равнодушен. Я зачитывал цитаты, тряс перед его лицом желтыми страницами и возмущался: «Ну как же так?!». Потом перечитал книгу заново вместе с ним. И, кажется, понял.
Почему младшее поколение не понимает рассказ
Наши дети такие же ранимые и чувствительные, какими были мы. И дело вовсе не в том, что «на каждом углу ежегодно войну вспоминают, надоело смотреть». Просто, кажется, мы все стали думать немного иначе.
Для современных школьников описанные геройства безумны и нелогичны. А значит, не могут быть реальны. Звучит, как сказка. Слушать приятно, есть какие-то отклики в душе, но чтобы понять – нет.
Нелогичные моменты повести с точки зрения школьника:
· Медведь. Первое, о чем спросил меня мой сын, почему медведь пришел к месту крушения самолета, а не побежал в ужасе прочь. Пришлось выкручиваться, что животное очень сильно хотело есть, его вырвали из спячки, и он обезумел от злобы и голода. На самом деле удар самолета о землю, даже легонького, вызвал бы такой грохот и земную дрожь, что оттуда бы убралось все зверье на несколько часов точно.
· Возвращение на самолет. Почему Алексей Мересьев так стремился обратно, за штурвал самолета, получив столь серьезную травму? В наше время трудно представить подобное. Ведь не важно, как помогать товарищам – летать на боевом самолете или быть связным в штабе. Обе профессии одинаково нужны и важны.
· Боевой самолет. Но если страсть к полетам – это для героя жизнь, почему нельзя работать на пассажирском или другом гражданском самолете в тылу? Нет адреналина? Или от пассажирского меньше пользы на самой войне?
· Женщины «земляной» деревни. На этом моменте сын недоумевал больше всего: «Как они могли отдавать всю свою еду незнакомому солдату, когда у них – голодные дети? Им что, все равно на детей?»
· Мужчины «земляной» деревни. Почему все мужчины ушли партизанить, оставив посреди леса своих жен с маленькими детьми и старика? Хотя бы несколько могло остаться, остальные бы ушли помогать войне.
Суть всей войны
Но самое главное, чего многие школьники не понимают, а потому относятся как к сказке: неужели было так необходимо впадать в такие крайности? Не было другого пути? Почему если отдавать – то все без остатка. Если пробиваться к своим – то хоть как, хоть ползком, хоть на карачках. Если сражение – то до последнего врага.
И очень сложно бывает объяснить, что иначе – никак. Что для победы нужно было именно вот так, самозабвенно и яростно, выгрызать эту победу по кусочку. Когда казалось, что другого пути нет – делать невозможное, нестандартное, внезапное.
Именно поэтому мы победили.
Понравился анализ? Ставь лайк и подписывайся на канал!
Наша группа вк