Найти тему
Что нас ждет в будущем

Вырождение и упадок культуры

Не раз великие философы ломали голову над смыслом бытия, над жизненными ценностями, досконально разбирали и объясняли культурные достижения целых эпох.

Но, каковы их взгляды на современность, достигло ли прогрессивное и быстроразвивающееся общество небывалых культурных высот, наполнило ли души людей крупицами вечной мудрости? Знаменитый историк, философ, исследователь культуры Й. Хейзинг считал, что мы живем в мире, где правит глупость, общество больно, и требует исцеления.

Существовало мнение, что прогресс науки и доступное образование сделает современное общество лучше. Но, это мнение было глубоко ошибочным.

Человек досконально изучил себя и окружающий мир, копилка знаний человечества значительно пополнилась, намного больше людей стали причастны к познанию. Человеческое общество познало себя, но, к сожалению, мудрее от этого не стало.

Наша современная жизнь все меньше и меньше требует от человека собственного мышления и самопроявления. Из газет и телевидения, Интернета любой может получить ту или иную готовую информацию. Целый день, выполняя свои обязанности на работе, которые ничему существенному его не учат, он, придя домой, находит себе какие-либо занятия, цель которых – развлечь, приятно провести часы досуга. Подобная картинка наблюдается почти во всех семьях, независимо от статуса и доходов. Только сильная жажда новых знаний, жадное стремление к культуре может повысить духовный уровень. Под термином «культура» имеется в виду стремление человека к красоте и мудрости.

Но, даже если у человека появилась эта тяга к духовному, есть вероятность, что он просто «проглотит» уже готовые суждения извне. Приобретенные подобным образом знания будут поверхностны, а сам человек утратит способность к суждению.

Современный механизм развлечений препятствует духовному росту. Мы просто созерцаем мелькающие пред глазами картинки, стараемся быстро схватывать и понимать быстро меняющиеся образы. А между тем, самым главным элементом приобщения к культуре является обращение человека внутрь самого себя.

Огромная сумма знаний, которую преподносят массам, не может быть использована в жизни. Вот как об этом говорит сам Й. Хейзинг: «Непереваренные знания тормозят работу мысли, преграждают дорогу мудрости. Многознание превращается в маломудрие».

Задумываться о вопросах вечности, приобщаться к культуре человек очень часто начинает только, пережив клиническую смерть. А между тем, дорога к мудрости намного проще. Нужно находить время для размышлений, нужно чаще прислушиваться к своим мыслям, чувствам, смотреть на мир не чужими глазами...Хейзинг заметил, что даже необразованный человек может быть мудрее интеллектуальной элиты, т.к. его мышление достигает известной самостоятельности.

Раньше у любого крестьянина была своя целостная духовная система, которой он поверял жизнь и мироздание. Эта духовная самостоятельность утрачивается в высокоразвитой среде, т.к. мышление отдельного человека ограничивается, он превращается в механизм, «винтик» государственной машины, что приводит к душевной пустоте и неудовлетворенности жизнью.