Северная война, длившаяся с 1700 по 1721 годы, стала для военной истории России ключевой. В ее горниле сформировалась многотысячная регулярная армия и появился первый внушительный морской флот. Петр Великий наконец реализовал сокровенную мечту многих правителей России — вышел таки к морю, смог наладить бойкую торговлю с державами Европы. Однако, многолетняя борьба потребовала напряжения всех сил народа, буквально задавленного налогами, тяготами войны и уводом людей на войну. Сам Петр же называл Северную войну некой «школой жизни», которую он, как не столь прилежный ученик, проходил несколько раз подряд (три раза — по семь лет). Шведских же военачальников русский царь называл своими учителями на поле брани, что тоже близко к истине. Но все же, почему эта борьба со шведами длилась так долго, в конце концов, ресурсы России и Швеции явно не были равны и у первой, казалось, было неиллюзорное преимущество? К тому же, Петр Первый начинал войну при поддержке еще нескольких стран, которым шведы были не по нраву.
Создаем армию и флот с нуля.
Прежде всего, стоит отметить, что к началу войны в распоряжении Карла XII была лучшая армия того времени, организованная и дисциплинированная. Она уже много десятилетий успешно раздавала на орехи великим европейским державам и отличалась высокими моральными и боевыми характеристиками. Кроме того, имелся у шведов и флот, с большим количеством профессиональных матросов и морских офицеров, с древними традициями. Петр Великий же начинал неудачно, в его распоряжении не было ни полноценной регулярной армии, ни тем более — флота на Балтике. Требовалось выбить шведов с укрепленных позиций, а потом еще и одолеть их на море. Первая значимая победа русского флота при мысе Гангут — это уже 1714 год. Но, что интересно, в этом сражении Россия использовала гребные суда, а победила в битве благодаря ближнему абордажному бою. Петру приходилось одновременно и воевать, нередко, прямо говоря, огребая, и работать над ошибками — проводить реформы, создавать собственные офицерские кадры, насыщать армию артиллерией и налаживать снабжение. Не все шло гладко, но к концу тяжелой борьбы Швеция лишилась своего короля, немалой части генофонда, многих территориальных владений, лидерских позиций в военной области. С Россией же стали считаться, за двадцать лет ее внешний облик в глазах иностранцев довольно серьезно изменился.
Враги — не только шведы.
Второй причиной затянувшейся Шведской кампании Петра стал, несомненно, его авантюрный Прутский поход против Османской империи. Нет, конечно, освобождать славянские народы от турецкого ига — дело благое, но, может, надо было сначала со шведами разобраться? В итоге и Черного моря русский правитель не увидел (и не скоро наследники Петра до этого самого моря дойдут), и со шведами война, в конечном счете, затянулась. Распыление сил и борьба «на два фронта» никогда особо и не приводили к позитивным изменениям, в любом вооруженном конфликте.
Не следует забывать и про бунты на территории Русского царства. Новаторская политика Петра и, главное, его «нологи» вызывали у немалой части населения крамольные мысли и желание грохнуть царских чиновников, что порой и происходило, прямо во время войны. В качестве основного примера можно привести Астраханское и Булавинское восстания. Власть их, конечно, жестко карала и давила. Вот только для этого требовались лишние солдатики, которые могли бы пригодиться Петру на «шведском фронте». Чего уж там, на одного только Булавина согнали более тридцати тысяч вооруженных людей.
Дела политические.
Наконец, еще одной, менее очевидной, но важной причиной столь долгой продолжительности Северной войны стали политические дрязги Петра с его союзниками против Швеции. Ганновер, Дания, Пруссия, Речь Посполитая, Саксония. Союзники крайне часто терпели поражения от шведов, что неизменно ставило Петра Первого в непростое положение. Но зато, можно сказать, все свои внушительные победы русский царь одержал, считай, в одиночку. Вот только его идея коалиции против шведов из головы не выходила вплоть до самого окончания войны. Победы же Петра порой кружили ему голову: ближе к концу войны он крепко так завяз в запутанных интригах немецких княжеств, которые никак не могли поделить шведские владения в Германии. Дошло до смешного: Петр едва не договорился с Карлом XII о войне против Ганновера, предоставив шведам тысячи своих солдат. Но эти планы накрылись смертью Карла и война затянулась еще на несколько лет.
Таким образом, Северная война, по моему мнению, затянулась как из-за внутренних причин (сложная ситуация в стране, необходимость военных реформ) так и благодаря некоторым неудачным действиям самого Петра на мировой арене (Прутский поход, отношения с союзниками). С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.