Найти тему
Ритм Евразии

Запреты, штрафы, квоты… Цель – вытеснить российское присутствие с медиарынка Молдавии

Особенности современного мира, противостояния в нем различных политических сил, государств и военно-политических блоков породили к жизни такое понятие, как «гибридная война». Оно подразумевает под собой вид враждебных действий, при котором нападающая сторона не прибегает к классическому военному вторжению, а использует комплекс других мер, которые, на первый взгляд, могут выглядеть вполне мирно и даже дружественно, но при этом способны нанести противнику урон не меньший, чем ковровые бомбардировки. Особенно, если подобная деятельность осуществляется в течение достаточно долгого времени – на протяжении годов и даже десятилетий.

Если оглянуться назад, в конец 80-х годов прошлого века, то несложно заметить, что, по сути, гибридная война Запада против СССР и всего социалистического блока велась уже тогда. Особенно явно при этом проявлялась информационно-пропагандистская составляющая. В наши дни развитие информационных и пропагандистских технологий поднялось на неизмеримо более высокий уровень, и это, соответственно, привело к повышению их роли.

Несмотря на развитие интернета и различных видов СМИ на его основе, «старое, доброе» телевидение продолжает занимать важную нишу в арсенале пропагандистов и политтехнологов, что и определяет повышенное внимание к нему со стороны тех, кто рассматривает этот вид СМИ как важный инструмент в политической борьбе. При этом ужесточение государственной политики по отношению к телевидению происходит параллельно и одновременно с декларированием необходимости соблюдения прав человека, среди которых одними из важнейших являются право на свободу слова и право на получение разносторонней информации.

Республика Молдова не стала исключением из данного правила. Рассматривая ситуацию в этой области на её примере, несложно заметить, что в стране последовательно проводится политика пересмотра и ужесточения Кодекса о телевидении и радио, регламентирующего деятельность телевизионных СМИ. И что характерно, эти процессы начались после прихода к власти проевропейских партий, победивших на парламентских выборах под лозунгом «евроинтеграции» и «европейских ценностей».

В 2015 году проевропейское парламентское большинство приняло новый Кодекс о телевидении и радио. В этом документе четко прослеживались два основных направления: сокращение телевизионного контента на русском языке и создание наиболее благоприятных условий деятельности для медиахолдинга General Media Group, принадлежащего олигарху В. Плахотнюку и сейлс-холдингу Casa Media, осуществляющему продажу рекламы на телеканалах, входящих в General Media Group. Не случайно целые разделы принятого закона были разработаны юристами и сотрудниками данного медиахолдинга.

Одним из главных инструментов нелояльного продвижения холдинга должно было стать положение об обязательной доле контента собственного производства для телеканалов, вещающих на территории Молдовы. Пользующийся солидной финансовой поддержкой медиахолдинг олигарха Плахотнюка имеет достаточно возможностей для производства собственного контента, но даже при этом не собирается отказываться от прав на ретрансляцию передач Первого канала России. В то же время другие телеканалы, особенно региональные, не имеют таких возможностей, и подобные ограничения поставили их на грань выживания. При этом телеканалы практически лишались права на судебное разбирательство в спорных случаях, поскольку по установленным в Кодексе срокам они бы лишались лицензии, не успев оспорить решение контролирующих органов в суде.

Единственной политической силой, выступившей в парламенте против данного положения, была партия социалистов, возражавшая против регулирования обязательной доли отечественного контента и против высоких штрафов за это.

Попытки ограничить доступ населения Молдовы к новостям российских телеканалов осуществлялись давно. Началось все с запрета в 2014 году на ретрансляцию на территории РМ телеканала Россия 24. Впоследствии это решение молдавского регулятора было оспорено в судебных инстанциях, которые не удовлетворили иск. На данный момент дело направлено на рассмотрение в ЕСПЧ.

Уже в 2015 году первая редакция законопроекта предусматривала среди прочего запрет на трансляцию российских новостей, что вызвало скандал: СМИ и неправительственные организации усмотрели в этом попытку установления цензуры. К сожалению, проевропейскому парламентскому большинству удалось добиться этого другим путем – в результате принятия 7 декабря 2017 года так называемого закона «о борьбе с пропагандой». Согласно этому закону, на территории Республики Молдова была запрещена ретрансляция информационных и аналитических передач тех стран, которые не присоединились к Конвенции по трансграничному телевидению. И хотя в данном законе не упоминается Российская Федерация, ни у кого не вызывает сомнения (да это, в общем-то, властями и не скрывалось), что данный законодательный акт направлен, в первую очередь, против России, которая подписала, но не ратифицировала указанную международную конвенцию.

Таким образом, начиная с 12 февраля нынешнего года, когда этот закон вступил в силу, на территории Молдовы осуществляется практически односторонняя прозападная пропаганда. Попытки ретрансляции отдельных сюжетов из российских новостных программ наталкиваются на санкции со стороны регулирующих органов. Так произошло с телеканалом RTR Moldova, который использовал в своих новостных выпусках сюжеты телеканала Россия 1 и был оштрафован за это. Также широкий резонанс получил другой случай, произошедший с этим каналом: Координационный совет по телевидению и радио (КСТР) оштрафовал RTR Moldova на 85 тыс. леев (4,5 тыс. евро) за трансляцию 9 мая в прямом эфире парада Победы в Москве.

Одним из «ноу-хау» проевропейской власти в Молдове стала целенаправленная деятельность по созданию так называемых неправительственных организаций, которые, по задумке их создателей, должны олицетворять и представлять «гражданское общество», призванное демонстрировать поддержку «проевропейского курса Молдовы» и «осуществлять контроль» за выполнением законов. За последние годы в стране расплодилось огромное количество подобных организаций, которые совершенно открыто финансируются различными европейским и американскими фондами. Эти НПО, декларируя стремления к соблюдению прав человека и контролю за действиями власти, периодически выдвигают требования по ужесточению законодательства и на деле являются одними из инициаторов принятия нового кодекса по телевидению и радиовещанию, который уже поступил на рассмотрение в парламент.

Новый кодекс, который предполагается принять к 31 июля, предлагается назвать Кодексом медийных аудиовизуальных услуг Молдовы. Необходимость его принятия власти объяснили тем, что действующий устарел, не отвечает современным технологиям, а также не обеспечивает независимость СМИ и регулятора в этой сфере – Координационного совета по телерадио. Курировал разработку проекта Совет Европы.

В соответствии с проектом, предусмотрено введение специальных квот для передач, произведенных в странах ЕС (они должны составить не менее половины объема вещания). Также устанавливается 8-часовая квота для передач на молдавском и румынском языках в прайм-тайм. Таким образом, происходит вытеснение передач на русском языке на более позднее время.

Большинство поправок в процессе обсуждения рабочая группа отклонила, в том числе связанных с долей местного контента и собственниками телеканалов. По некоторым поправкам пришли к компромиссному варианту: например, рабочая группа предложила разрешить политическую рекламу только в период предвыборных кампаний. В итоге в проекте указано, что политическая реклама регулируется Кодексом о выборах и законом «О рекламе», то есть разрешена в любое время.

Но, пожалуй, самым опасным положением нового проекта, ради которого он, возможно, и разработан, является право кабельных сетей включать в свой плей-лист только половину молдавских телеканалов. Это может привести к тому, что отдельным телеканалам, которые могут попасть в «немилость» к власти, будет просто закрыт доступ к телезрителю. Причем сделать это можно будет на абсолютно законных основаниях и без возможности оспаривания в суде.

Информационная война, которую проевропейская молдавская власть ведет с «российской пропагандой», носит, мягко говоря, своеобразный характер. С одной стороны, медиахолдинг Плахотнюка не в состоянии отказаться от ретрансляции контента «Первого канала» и продолжает использовать популярность его программ на территории своей страны. С другой - российские СМИ загоняются в самую настоящую резервацию. Хорошо также известно, что через посольство США финансируются разработки развлекательных программ для замены соответствующего российского контента.

Новый кодекс явно призван вытеснить российское присутствие в ТВ-сегменте медиарынка Молдавии. Власти РМ добиваются, чтобы «российская пропаганда» больше не вводила «доверчивых» молдавских граждан в заблуждение о том, что на Западе не все так прекрасно, а в столь желанной Европе и без граждан Молдовы не знают, что делать с заполонившими ее беженцами.

В общем, от внешней пропаганды демократы народ избавили, а вот внутренняя расцветает пышным цветом. В Молдове Европу еще не построили и построят еще не скоро, а «стрелочника» ищут уже сегодня, целя в первую очередь в российские СМИ.