Кокошник однорогий...
«Кокошник составляет самое красивое убранство женской головы. Точно развёрнутый веер или круглое опахало, он обрамляет всё лицо и для характерных русских круглых и румяных лиц как будто нарочно, и по особенному заказу, придуман» (В.И.Вардугин «Русская одежда» стр.112)
Кокошник получил распространение с появлением сарафана и отличается от коруны так называемым «донцем» - тканью, которая закрывала волосы женщины.
Реальные размеры огромных кокошников помогают представить наблюдения Глушкова Ивана Фомича (1774 – 1848, тверской вице-губернатор), занесенные в «Ручной дорожник…» близ Вышнего Волочка. Он пишет о замужних женах: «…На голове носят почти вертикально стоящую из толстой бумаги доску, вышиною в три четверти аршина (то есть чуть более полуметра), выложенную золотом и жемчугом, которой фигура вверху круглая, оканчивающаяся внизу, у ушей прямыми углами. Сей тягостной, как сами они признаются, убор называется кокошником…».
Этот головной убор, по-видимому, заимствован от татар или, по крайней мере, и у них был в употреблении. По свидетельству черногорского архиепископа - путешественника Иоанна де Плано Карпини , «татарки носили на голове нечто круглое, сделанное из ивы или древесной коры; этот убор покрывался клеенкой красного цвета, весь покрыт червонцами, а по краям унизан жемчугом в несколько снизок, который висит наподобие плетешков».
Кокошники имели множество вариантов в конструкциях и украшениях. В той или иной губернии преобладал свой тип кокошника с местным названием: «кокошко», «кокуй», «златоглав», «шеломок», «копытень», «шишак», «ряска», «капок», «борушка», «сборник», «борчатка», «каблучок» и т.д.