Найти тему
Бубен верхнего мира

О настоящей йоге и вульгарности

Мне не хотелось бы развивать сейчас какие-то свои собственные идеи, потому что вы спрашиваете о Бидии Дандаровиче, но тем не менее как бы уже феноменально: он был человеком необыкновенным. При этом, если вас интересуют мои очень поверхностные, банальные психологические наблюдения, он был человеком, в котором сочетались две необычайно редкие, редко сочетаемые вещи: феноменальная темпераментность и эмоциональность с равнофеноменальной тонкостью. В этом отношении он был человеком удивительным. При этом он никогда не был человеком обороны. И, кстати, это очень интересно, потому что это именно ведь то, что требует антара, йога, высшая йога, ну почитайте там «Жизнь великих сикхов» – это одно из качеств великого йога. Всегда – наступление! Речь идет не о жизненных обстоятельствах, а о том, как йог обращается с самим собой. Йог не может держать оборону. Он гибнет в обороне. И это не оборона от жизни – настоящий йог никогда не обороняется от жизни, йог никогда не сражается с жизнью – йог наступает не в жизни, у него своя сфера, где он наступает. Поэтому Бидия Дандарович был так часто абсолютно до омерзительности превратно понимаем окружающими. Но опять-таки я ни с кем не спорю – это мое наблюдение. А может быть, даже и мною самим – я включаю себя в данном случае в окружение. Я думаю, что йога, если говорить о негативной стороне йоги, то – чем йог не должен быть. Йог по определению исключает оборонительность, йог по дефиниции исключает вульгарность. Это же очень важный термин йоги, вульгарность. На санскрите – «придхарджана».

Философ и буддолог Александр Пятигорский

На фото: Бидия Дандарович Дандарон, бурятский философ, буддолог и духовный наставник