Ровно 75 лет назад состоялось величайшее танковое сражение XX века.
Лето 43-го. Прошло два года с начала Великой Отечественной. В стане немецких военачальников предпочитали уже не вспоминать об амбициозном плане "Барбаросса", особенно после февральских событий под Сталинградом, когда один из авторов плана, фельдмаршал Паулюс, сам сдался в плен вместе с трехсоттысячной армией.
Теперь все они признавали, что от событий в Курской битве летом 1943 года зависела вся война на восточном фронте.
Последнее крупное наступление немцев началось 5 июля. Это была одновременная атака с севера и с юга на дугу фронта под Курском. Поэтому нам эти события стали известны как "Курская дуга". Немцы операцию назвали "Цитадель".
И если Курская битва решила будущее всей войны, то судьбу самой Курской битвы решало, в том числе, грандиозное столкновение танков у небольшой станции в Белгородской области. Тут, под Прохоровкой, на нескольких квадратных километрах земли, прошло самое масштабное в истории танковое сражение.
Поначалу немецкое наступление развивалось успешно. Середина дуги, где оборону держал Центральный фронт, кое-как держалась, а вот в южной части 8 июля Воронежский фронт был прорван на Прохоровском направлении.
Упускать такой случай нельзя — и немцы стали стягивать крупные танковые соединения к месту прорыва. Одновременно, для закрытия бреши, туда же выдвинулись советские войска. К утру 10 числа к началу активных действий вблизи Прохоровки, к бою были готовы только 52-я и 183-я стрелковые дивизии, которые и приняли на себя удар отборных частей "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер".
Ошибочно было бы полагать, что битва была сугубо танковая: самолетов и артиллерии на узком участке действовало не меньше. С их помощью эсэсовцы выбили оборонявшиеся дивизии из окопов, и к исходу дня передовые танки стояли у южной окраины Прохоровки.
Из-за полной раскоординации командования, "Тиграм" в первые дни противостояли пехотинцы и разрозненные части 2-го танкового корпуса. Провала удалось избежать, как уже не раз бывало, благодаря исключительному мужеству советских солдат. Помогла еще погода, 9 и 10 июля шли жуткие ливни, а потому немецкая авиация работала вполсилы, танки и артиллерия вязли в грязи.
А 12 июля стало наиболее значимым днем сражения: именно тогда генерал Ротмистров с наиболее подготовленной и боеспособной армией вступил в бой с немецкими асами — танковыми дивизиями "Дас Райх", "Мертвая голова" и "Адольф Гитлер". Это была элита из элит немецких войск.
Весь день танковые снаряды вспахивали землю у Прохоровки, а в небе кружили бомбардировщики — бой был жестоким и яростным. В этот день советские танкисты и пехотинцы, ехавшие на броне "тридцатьчетверок", вошли в самую гущу сражения и ценой невероятных усилий остановили наступление отборных немецких частей.
Немцы были поражены упорством советских солдат. Они дрогнули и остановились. Прежняя инициатива больше к ним не возвращалась.
Всего за день, на одном небольшом поле, пало 7 тысяч воинов. Количество тяжелой техники, оставшейся у Прохоровки до сих пор назвать сложно, счет идет на сотни.
13 июля 1943 года началось контрнаступление. Грандиозная операция "Цитадель" была окончательно сорвана, начался бег немцев на Запад.