Найти тему

ЛУЧШАЯ СТАТЬЯ ГОДА: "ГУСЛИЦА"

В начале весны 2018 г. я решил написать в творческую усадьбу "Гуслица", которая находится в селе Ильинский Погост Московской области. Это старинное здание ткацкой мануфактуры, окружённое сосновыми лесами, полями и зарослями борщевика.

-2
-3

Как профессиональный режиссёр документального кино и видеограф, я предложил свои услугу в качестве человека, который будет регулярно снимать минутные видеоролики о повседневной жизни этого места. Из которых в последствии я планировал (и планирую) сделать документальный фильм. За два с половиной месяца здесь я прошёл путь от частичной неприязни до абсолютной привязанности и любви к этому месту. И уехал отсюда уже немного другим человеком…

-4

ИНЬ-ЯНЬ

Гуслица – это живой организм. Это гидра, каждая голова которой живёт собственной жизнью. В тоже время каждая из голов оказывает влияние на весь организм в целом. Здание делится на две части. Войдя через главный вход, вы попадаете в основную часть: рисепшен, гостиничные номера, хостел, столовая, зал для занятия йогой, библиотека, помещения для волонтёров.

-5
-6
-7

Одна из дверей первого этажа по узкому тёмному коридору ведёт в так называемый Чёрный театр – это вторая половина Гуслицы. Обе части как инь и янь. Они взаимно дополняют и уравновешивают друг друга. В каждой из этих двух половин абсолютно разная жизнь, разная атмосфера, разные люди.

-8
-9

Первую («белое крыло») половину я условно назвал для себя «крылом пролетариев». Здесь живёт основная часть волонтёров, которые занимаются поддержанием всей территории в надлежащем состоянии. Они принимают гостей, готовят еду, чистят, моют, строят, ремонтируют, отапливают (в зимнее время) помещение, следят за общим порядком и т.д.

Вторая половина – «чёрное крыло» или «зона богемы» в моей интерпретации. Здесь обитают в основном сугубо творческие люди: художники, поэты, музыканты, театральные деятели, дизайнеры и т.д. Некоторые из них регулярно занимаются хозяйственной работой наравне с «пролетариями». При этом жизнь Гуслицы невозможна безсуществования обеих составляющих.

Чёрный театр делает это место уникальным, атмосферным, экзотическим. Здесь помимо прочего занимаются организацией летних фестивалей, поэтических вечеров, театральных представлений, художественных выставок и т.п. Сюда просто приятно прийти, чтобы выпить чая, познакомиться с художниками и поговорить на интересные темы.

Количество и состав людей здесь постоянно меняется. В один день ты в полном умиротворении бродишь по тихому полупустому зданию. Пьёшь какой-нибудь травяной чай в «Чайной» Чёрного театра в приятной компактной компании обитателей этой полубогемной части здания. В другой день обнаруживаешь, что сегодня проводится очередной мастер-класс по тайскому массажу или семинар йоги, или урбанистический форум, и на это мероприятие приехало сто, двести или даже триста человек. И ты уже оказываешься в совсем другом кино...

-10
-11
-12
-13

Гуслица меняется непрерывно и очень быстро. Поэтому никто здесь не может ответить на простой вопрос: «что такое Гуслица?». Включая владельцев, управляющих, художников и волонтёров, которые прожили здесь ни один год. Арт-коммуна? Культурно-образовательный центр? Арт-резиденция? Социальный эксперимент? Всё из перечисленного и гораздо больше. Это абсолютно уникальное физическое и метафизическое пространство. Один день жизни здесь может ощущаться как месяц жизни в каком-нибудь тихом местечке. Каждый новый день не похож на предыдущий. Сегодня ты просыпаешься в одной Гуслице, а завтра уже в совершенно другой.

ПОТОКИ ГУСЛИЦЫ

В Гуслице практически бессмысленны попытки взять под контроль какие-либо процессы. Утром выходишь из здания с мыслью, что пора бы уехать отсюда, а вечером ловишь себя на мысли, что было бы неплохо задержаться здесь на год. И так каждый день. Иногда я просыпался с намерением сразу же заняться каким-либо важным делом, а сразу после завтрака внезапно встречал одного из обитателей этого места, который затягивал меня в совершенно другое направление. Такое случалось практически каждый день. Сначала я пытался с этим бороться, но затем сдался и просто отдался потоку.

Однажды я беседовал с И.Ю. – управляющей этой организацией. Она сказала следующее: «Я поняла, что если пытаться взять под контроль всё, что здесь происходит, то ты быстро начинаешь терять энергию, не добиваясь особого результата. А если просто отпустить ситуацию, то всё как-то само собой организуется. Только так можно управлять такой большой и разнонаправленной организацией».

ФРАГМЕНТЫ

В Гуслице у меня с самого начала появился хороший контакт с несколькими людьми. Это 5 человек из «белой зоны» - все участники этно-рок группы «ЮРГА» и девушкой В. из Чёрного театра. И хотя я жил в «белом крыле», территория Чёрного театра для меня была зоной комфорта, т.к. по роду деятельности я давно привык к творческой тусовке. Все особенности данной категории людей были для меня абсолютно привычны. Благодаря новым друзьям мне удалось быстро адаптироваться, познакомиться с обеими частями Гуслицы и сформировать более-менее целостное представление об этом месте.

Юрга познакомила меня с положением вещей в белой зоне, а В. - с жизнью Чёрного театра. Эти люди сделали мою жизнь в Гуслице комфортной.

В памяти остались отдельные яркие эпизоды. Например, как я провёл весь день, катаясь на велосипедах с парой из группы «Юрга». Мы выехали после обеда. Делали частые остановки, чтобы передохнуть. Был солнечный летний день. Никто и ничто нас не тревожило. Мы долго катились с горки по одной из очень длинных улиц мимо красивых частных домиков. И в этот момент я чувствовал себя абсолютно счастливым.

-14
-15
-16

Или ещё один велотрип с Д. и В. Мы проехали более 20 км., чтобы разведать новый туристический маршрут по окрестностям. В итоге неожиданно для самих себя испытали целую гамму эмоций. Это как если бы экскурсовод вдруг оказался в положительном шоке от собственной экскурсии. Подмосковье открылось для меня с совершенно другой стороны. Это было целое приключение. Что-то необыкновенное. Возникшее неожиданно на пустом месте.

В один из первых летних дней я поехал снимать, как собирают иван-чай. Весь день я провёл где-то среди полей и лесов неподалёку от усадьбы. Мы собирали листья этого растение и пили ранее собранный, ферментированный и засушенный иван-чай в перерывах, общались, отдыхали и снова продолжали. Это был ещё один прекрасный день.

-17
-18
-19
-20
-21

ПРИКОСНОВЕНИЯ

В Западной культуре физические прикосновения – это табу, вторжение в интимную зону. В Германии, Швеции, Дании, Голландии очень не любят физические контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми. Я крайне редко прикасаюсь к другим людям. Даже к друзьям и родственникам. Максимум – рукопожатие или поцелуй в щёку в качестве приветствия. Представь, что ты один в комнате у себя дома. Стоишь задумавшись. Оборачиваешься и вдруг видишь, что рядом откуда ни возьмись появился другой человек. Примерно так я ощущаю чужие прикосновения.

В Гуслице меня научили прикасаться к людям. Я даже думаю, что именно прикосновение при первом общении стало причиной того, что я быстро сблизился с некоторыми людьми из Гуслицы. Сейчас я даже жалею, что этих прикосновений было так мало. И стараюсь чаще прикасаться к людям, которые мне нравятся.

-22

НЕ ОЧЕНЬ ПРИЯТНОЕ

Не очень приятными для меня здесь были некоторые люди. Я называл их «вампиры». Люди, с которыми не совсем не хотелось общаться, но которые были очень навязчивы. И чем больше они пытались войти в контакт, тем большее отторжение они вызывали. Наверное, это нормальное явление для места, где очень много очень разных людей пытаются ужиться рядом друг с другом. И.Ю. как-то сказала: «В обществе нет сорняков. Каждый человек может приносить пользу остальным, если найдёт своё предназначение».

ЧТО ТАКОЕ ГУСЛИЦА?

Спустя полтора месяц я смог, наконец, сформулировать для себя лаконичный и точный ответ на вопрос: «Что такое Гуслица?». Гуслица — это социо-культурный эксперимент. Помимо творческой/культурной здесь есть социальная составляющая эксперимента. Это государство в государстве. Здесь нет начальников и подчинённых. Каждый делает то, что умеет и хочет делать. Сюда нужно приходить со своими идеями и сразу начинать самостоятельно реализовывать задуманное. Здесь сразу видно, кто работает, а кто бездельничает. Первые постепенно получают всё больше благ и возможностей для профессионального и личного развития, а вторые постепенно отсеиваются.

ЭФФЕКТ ГУСЛИЦЫ

Определённо жизнь в Гуслице очень раскрепощает творчески и в плане отношений с людьми. Поверх толстого слоя моего строгого, традиционного, академического бэкграунда лёг плотный и очень пёстрый слой впечатлений, знакомств, творческих экспериментов и нового жизненного опыта.

Несмотря на то, что моя статья получилась довольно объёмной, я понимаю, что это лишь ничтожно малая часть всего, что произошло со мной в Гуслице за два с половиной месяца. Я не жалею о том, что задержался здесь больше, чем планировал. Только спустя два месяца я смог погрузиться в среду и хотя бы немного ощутить душу этого места. Это какой-то совершенно неожиданный и необычный опыт для меня.

-23

Данная статья не претендует на объективность. Здесь описано абсолютно личное субъективное впечатление.

Связаться с автором статьи можно следующим способом:

e-mail: r.moshensky@gmail.com

https://vimeo.com/moshenskiy

https://www.facebook.com/roman.moshensky.9

Контакты Творческой усадьбы Гуслица:

http://art-guslitsa.ru

https://vk.com/guslitsa