Найти тему
Оренбургская неделя

Севастополь – город славы

Оглавление

Орден для Льва Толстого

Давно хотелось побывать в Севастополе, чтобы, что называется, из первых рук узнать про героическую оборону этого города русскими войсками во время Крымской войны 1853-1855 годов. И, в частности, об участии в этой эпопее Льва Толстого.

Блокада Севастополя длилась 11 месяцев, хотя союзники по антироссийской коалиции  – Англия, Франция и Турция – рассчитывали захватить его за неделю. В короткий срок на южной стороне города (окраине) были созданы оборонительные укрепления, а вход в бухту перекрыли специально затопленные корабли. Прямо по курсу нашего туристического судна, спешащего к берегам Севастополя, – памятник затопленным кораблям, ставший эмблемой города.

-2

И вот она – главная аллея исторического бульвара, то самое место, где проходила вторая линия обороны, – Язоновский редут, на котором полтора месяца нёс боевое дежурство поручик Лев Толстой, меняясь через четверо суток с другими офицерами. Когда ряды защитников редели, приходилось стоять по две вахты подряд. А вот и памятник ему, на котором начертано: «За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте, хладнокровие и распорядительность против неприятеля поручик Толстой награждён орденом св. Анны 4 степени с надписью «За храбрость». Позднее к наградам прибавилась серебряная медаль «За защиту Севастополя» и бронзовая «В память войны 1853–1856 гг.». Так что «Севастопольские рассказы» написаны Толстым, как говорят художники, с натуры. И писались, и печатались они тут же по горячим следам.

-3
«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и, чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…». Эти строки из рассказа «Севастополь в декабре» до сих пор актуальны.

В августе 1855 года противник овладел Малаховым курганом. Дальнейшая оборона города не имела смысла. Война была проиграна. Нам в наследство остались «Севастопольские рассказы». А французским потомкам победителей – ресторанчики «Малаков» – в честь взятия Малахова кургана. В одном из таких, в швейцарском кантоне Во, через который возвращались домой французские войска, до сих пор подают жареные сырные колобки, какими кормили солдат Наполеона III. Ничего другого, кроме сыра, в таких количествах в местных закромах просто не находилось. Они сейчас пользуются большой популярностью и у местных жителей, и у нас, туристов. 

Нимфы с берегов Таврии

Ещё одна достопримечательность Севастополя – руины Херсонеса, города-государства, который в течение двух тысяч лет был средоточием византийской и древнеримской культуры. С ним связаны имена таких правителей, как император Гай Юлий Цезарь и князь Владимир, который принял здесь крещение. В память об этом событии на горе возвышается величественный Свято-Владимирский собор.

-4

Ежегодно сюда съезжаются паломники со всей России. В том числе и для того, чтобы посмотреть на отпечаток стопы Андрея Первозванного. С православным храмом соседствует античный театр, служивший ареной для общественных собраний, празднеств и гладиаторских боев.

-5

Лучше всего сохранились оборонительные стены. Их длина составляла 3,5 километра, высота — 10 метров, ширина – 4 метра. Но даже такая преграда не смогла спасти город. Его разрушили не враги, а время. Вспомнили о Херсонесе много лет спустя, когда на карте появился Севастополь. В 1827 году начались первые раскопки. Сегодня Национальный заповедник Херсонес Таврический считается одним из самых изученных древних городов, археологические исследования здесь ведутся 180 лет. Но то, что предстаёт нашему взгляду, лишь треть города. Многие застройки скрыты под водой.

-6

Как же нам повезло! Гуляя по древнему городу, мы увидели, как девушки в хитонах у кромки лазурного прибоя танцуют античные танцы. Видимо, местный ансамбль готовился к костюмированному празднику на берегах древней Таврии

Не всё говори, что знаешь

Быть в Севастополе и не заглянуть в Балаклаву – непростительно. Тем более, ехать-то меньше получаса. Балаклава – это огромная бухта, окруженная скалами, на склонах которых уютно устроились белоснежные домики, изящные дворянские усадьбы, новоделы украинских олигархов, древняя крепость. Море, благодаря горам, здесь очень тихое, можно сказать, кроткое.  Балаклава тоже имеет почтенный возраст – 2500 лет. Говорят, именно это побережье описывает Гомер в «Одиссее». Землёй обетованной считал эти места Александр Куприн, посвятивший Балаклаве цикл очерков «Листригоны» о черноморских рыбаках. Он был изгнан из этого рая за поддержку моряков революционного крейсера «Очаков». А сегодня он снова здесь: классику русской литературы установлен памятник на набережной, где он любил гулять.  Фотографируясь на фоне памятника, туристы усердно трут нос писателю – на счастье. Глупее приметы не придумать!

-7

Было время, когда этот город исчез с географических карт, а всё потому, что стал очень засекреченным стратегическим объектом. В годы холодной войны здесь в огромной скале был прорублен тоннель, в котором ремонтировали подводные лодки и оснащали их ядерной начинкой. Этот гигантский комплекс являлся еще и бомбоубежищем на случай атомной войны. 20-сантиметровые стальные двери и забетонированные стены вполне могли  выдержать взрыв ядерной бомбы. Здесь свободно могли поместиться 10 подлодок с экипажами и более 3000 людей. Сейчас тут восстановлен музей подводных лодок. Правда, лодки присутствуют только на фото. Реальные же субмарины и прочие экспонаты пошли на металлолом в лихие 90-е и «нулевые». О том, что объект был суперстратегическим, свидетельствует и плакат, сохранившийся с тех времён: «Не всё говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».

Кстати, шапочка-маска с прорезями для глаз была придумана именно в Балаклаве. Во время Крымской войны выдалась неимоверно холодная зима. И английские солдаты придумали этот головной убор, чтобы утеплиться. Ныне шапка-маска стала атрибутом спецназовцев и туристов-экстремалов.

Автор: Наталия Веркашанцева

http://orenweek.ru/2018/01/21/1844/