Мне не нужного лишнего повода для того, чтобы начать рассказывать о проблемах нашей культуры или искусства. Потому, что этих проблем множество, и большинство из них слабо решаемы даже в перспективе. То есть обсуждать эти проблемы вроде как даже и бессмысленно. Но не обсуждать их невозможно, потому что без этого обсуждения проблем у искусства и культуры станет ещё больше.
На самом деле я готов обсуждать только те проблемы, которые касаются лично меня. Исходя из тех вопросов, с которыми жизнь меня сталкивает. Будучи профессиональным музыкантом я могу отвечать только за музыкальные вопросы и пытаться решать только музыкальные противоречия.
Проблемы публики я обсуждал в прошлой статье. В этот раз буду погружаться в проблемы музыкантов, которые, впрочем, тесно связаны с тем, как ведут себя слушатели.
Самая большая музыкантская проблема современности - это слишком большое количество «музыкантов». Да, заводы стоят, одни гитаристы/диджеи/электронные продюсеры/аранжировщики в стране. Искусство исполнения музыки требует от людей её играющих некоторой особенной элитарности. И пафос здесь не при чём. Доступность современных технологий сделала из музыкального искусства простую тряпочку для протирания пыли. Иногда эта тряпочка может быть даже очень красивой, но всё-таки прикладной вещью для быта.
И ничего с эти не сделаешь. Мы живём в обществе потребления, чьи бытовые щупальца распространяются и на музыку. И здесь самое время вставить вторую музыкантскую проблему. Комплекс звёздности. Общественная иллюзия по поводу молочных рек и кисельных берегов шоубизнеса. Представьте себе. Те самые люди, которые, насмотревшись курсов «как написать мелодию, не зная нот», рвутся на вершину музыкального мира. И машут, и машут тряпками, стряхивая с них свои козявки на головы и без того пресыщенной публики. Которой ни эти тряпки, ни эти «музыканты» не нужны. Но убедить последних в этом совершенно нереально. Главная идея современности крутится не вокруг наличия самого контента. Она давно сместилась в сторону качества получаемого материала и способах фиксировать ускользающее внимание публики. И армия, заранее воодушевлённых своим будущим величием, «музыкантов», клепает и клепает нечто, совершенно не нужное современному миру. Что, впрочем не смущает некоторых дельцов в мире нашего шоубизнеса. Они с бешеным усердием поддерживают ещё одну музыкантскую проблему. Проблему выхода в эфир. В наше время любое, самое большое дерьмо можно сделать звёздным. Надо громко об этом кричать и активно размахивать руками, запуская в массы те самые тряпки, пропитанные тем же самым, что и у всех. Главное написать на них какое-нибудь модное слово. И всё. Это успех!
А если ты действительно талантливый музыкант? А кто тебе это сказал? Публика будет верить тем, у кого больше эфирного времени. Если у тебя его нет, то ты никто. Можешь надеяться на интернет, но помни, там тоже всё давно забито тряпками, разных размеров и форм. Попробуй продраться сквозь них, и сквозь привычку масс к их использованию. Которая тоже является большой музыкантской проблемой. Публика сама толкает исполнителей, на те, или иные поступки.
Музыкальный мир разделён на три неравные части. «Музыканты», о которых я уже говорил. Любители, действующие в рамках профессиональных правил и, собственно, профессионалы. С первыми всё понятно. Большинство из них просто создают тот негативный фон, в котором живут остальные. Вторая категория, это куда более музыкальные ребята, среди которых много талантливых самородков, инстинктивно воюющих с бездарями из первой категории. И третья категория, это люди, осознанно посвятившие себя музыке. Именно они, несмотря ни на что, тащат культуру вперёд. Им сложнее всех, потому что тряпки не могут устраивать сколь либо серьёзного профессионала. Даже из самого тухлого контента он будет стараться выжать как можно больше музыки. И публика будет стараться ему в этом усиленно мешать, прося играть как-то иначе. Потише, поритмичней, помелодичней и по-русски. И вообще, что-нибудь нормальное!
А их учили иначе. Говорили, что нужно тренировать своё мастерство и музыкальность, а одухотворённость и умение слушать у публики будут по умолчанию. Но нет! Нет! У публики на ушах тряпки, она не хочет развиваться просто так. И ломаются люди, уходят в себя, играя ненавистную им, плохую музыку. Злые исполнители запираются в своих мирах. На публике одно, внутри себя другое. Очередная музыкантская проблема. Как общаться с публикой, для которой плохо, это хорошо? Ответ очевиден. Нужно принимать правила игры, которые не всем понятны, и не для всех приятны. А когда ты учишься полжизни говорить на языке музыки, то перестроиться на язык конъюнктуры и моды тебе очень сложно. А ведь первая и вторая категории из моего списка очень ловко манипулируют этими языками.
Так и крутятся талантливые творческие люди в мире ярких тряпок. Таких ценных сегодня, и таких бесполезных завтра. По интернету крутят рекламу быстрых способов музыкального образование. Через торренты качаются терабайты софта, позволяющие бездарям чувствовать себя гениями. Известные личности загребают ил с самого дна бытия, и мажут ими новые тряпки.
Но всё это не повод сдаваться. Даже такие правила игры нужно принимать и продолжать стремиться. Конвертируя бесполезные знания в нужные навыки. Борьба - это источник прогресса. Даже в обществе потребления. В котором культура и искусство всегда будут проблемными. Такова жизнь. Рецепт для решения подобных проблем всегда универсален. На искусство надейся, но сам не плошай. Пускай люди, не имеющие отношения к музыке, кричат и раздувают щёки. За их спинами всегда будут стоять те, настоящие музыканты, как-то, да решающие те самые музыкантскую проблемы.
Мои размышления на эту тему продолжаются. Я расскажу вам ещё много интересного, лишь бы вы это читали. Помимо слушателя и исполнителя проблемы существуют и у щоубизнеса, и у масс-медиа. А ещё у клубной индустрии, журналистики , министерства культуры, музыкального образования. И у разных стилей. И у многих одиозных личностей. Подписывайтесь на мой канал и пребудет с вами вдохновение.