В конце 1943 года у «большой тройки» — лидеров Советского Союза, Великобритании и США назрела необходимость встретиться и обсудить важные вопросы: открытие Второго фронта, высадку в Нормандии, послевоенную карту мира, польский вопрос — то, что лучше было не доверять бумаге или радиосвязи.
Рассматривали несколько вариантов места проведения встречи и остановились на Тегеране, кишевшем советской и немецкой резидентурой, но подконтрольном армии СССР. Переговоры о месте и времени конференции длились три месяца, за это время информация стала достоянием немецкой разведки. Камердинер британского посла (агент Цицерон) сфотографировал письма лидеров сверхдержав и передал их немцам.
Тегеран, ноябрь, 30
Так в середине октября информация о конференции оказалась на столе у Гитлера. Лучшие представители вермахта занялись подготовкой сверхсекретной операции под названием «Длинный прыжок».
Суть ее сводилась к тому, что когда Сталин, Рузвельт и Черчилль соберутся вместе, их нужно выкрасть или уничтожить. Дату назначили на день рождения Черчилля. Подготовку к «прыжку» возглавил Кальтенбруннер, за успех миссии отвечал любимец фюрера, диверсант Скорцени.
Десант на верблюдах
Ситуация в Иране была непростая. Правительство сохраняло нейтралитет, шах поддерживал Гитлера, в стране шла невидимая война советской, британской и немецкой разведок. По настоянию советского руководства полиция Ирана арестовала полторы сотни немецких агентов, но это была капля в море.
В августе немцы забросили первый парашютный десант. Шестеро диверсантов выкрасили хной бороды, переоделись в восточные одежды, нагрузили на верблюдов рацию и оружие и двинулись в сторону Тегерана.
Сочтемся коврами
Первый сигнал поступил с Украины. Работавший под прикрытием Николай Кузнецов (он же Пауль Зиберт) снабжал деньгами и коньяком словоохотливого штурмбаннфюрера фон Ортеля. В очередной раз одолжив деньги, тот обещал вскоре расплатиться иранскими коврами и даже предложил Кузнецову участвовать в операции.
На след диверсантов вышел 19-летний Геворк Вартанян, сын советского агента, работавшего в Иране с 1930 года. Группа Геворка обнаружила караван диверсантов. Под началом Геворка работали выходцы из Союза — молодежь не старше 19 лет.
Кавалерия на великах
Ребята передвигались по городу на велосипедах, не привлекая к себе внимания. Скорее всего, немцы не могли подумать, что таким важным заданием, как охрана конференции, занимаются почти подростки.
Группа «легких кавалеристов» (так их прозвали) отследила диверсантов до Тегерана, установила место нахождения их рации. Советские службы организовали радиоперехват сообщений. Выяснилось, что для проведения операции скоро высадится следующая группа диверсантов, возглавляемая Скорцени.
Для базы немцы выбрали виллу на центральной улице, недалеко от советского и британского посольств. Советская разведка перехватывала все сообщения немцев, и одному из них удалось передать условный сигнал, означавший «работаем под наблюдением». Операция провалилась до начала.
Планы остались планами
Из радиоперехвата выяснилось, что немцы готовили засады на маршруте от американского до британского посольства, поэтому Сталин убедил Рузвельта не рисковать и поселиться на территории хорошо охраняемого советского посольства.
Диверсанты хотели сделать подкоп в посольство со стороны армянского кладбища. Их агент, офицер СС с выкрашенной бородой, несколько месяцев работал могильщиком, но в итоге был схвачен.
Еще один план состоял в том, что в день рождения Черчилля диверсанты-официанты (снайперы с внешностью работников общепита) проникнут по водоканалу в здание и пронесут под подносами оружие.
План сорвали: британцы контролировали сеть водоснабжения. В Иран приехали три тысячи сотрудников НВКД для охраны, а между посольствами Британии и СССР соорудили проход — изолированный брезентовый коридор, с обеих сторон охраняемый автоматчиками.
Когда стало ясно, что «Длинный прыжок» не удался, Скорцени предлагал начинить самолет взрывчаткой и направить на британское посольство смертника. Пока немцы прорабатывали детали, Большая тройка завершила работу.
В ходе подготовки к конференции были арестованы сотни агентов немецкой разведки, только в последнюю неделю ноября были перехвачены более десяти групп парашютистов. Возможно, через 25 лет документы операции в Тегеране будут рассекречены, и история провала немецкого заговора пополнится новыми подробностями.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
«Засланные казачки»: как ряженые фашисты внедрялись в войска союзников
Операция «Фоксли» — засекреченный план устранения Гитлера. Почему он провалился