Найти тему
Своя тропа

5 правил работы на себя, которые помогут стать счастливее и успешнее

Оглавление

Сегодня у меня была очень интересная беседа с менеджерами американской биржи фриланса.

Они отвечали на вопросы новичков, которые только начали пользоваться их сервисом и делились рекомендациями о том, как организовывать свою работу.

За их словами и практическими советами я увидела некоторые фундаментальные вещи про подход к себе, своей работе и тому, как эффективно выстраивать общение. Что-то из этого мной уже освоено, над чем-то я продолжаю работать.

Мне кажется, эти принципы подходят не только для фрилансеров, а некоторые применимы не только в контексте работы.

1. «У вас свой бизнес»

Пожалуй, это был основной и фундаментальный тезис, из которого исходят все остальные.

Причем, это утверждение касается любой работы, которую вы выполняете за деньги. Как у предпринимателя, у вас есть свои затраты, издержки, количество времени, уровень, на котором вы можете вести дела.

Поэтому каждый контракт есть смысл пропускать через фильтр «насколько это для меня выгодно?»

Помимо этого, на вас лежит обязанность по продвижению, «упаковке», позиционированию. Никто не будет откапывать ваш талант, если он лежит на обочине покрытый пылью.

2. Спрашивайте обо всем непонятном, избегайте расплывчатых формулировок

Времена «добавьте в это мобильное приложение для банка больше секса!», кажется, проходят.

Ответственность за финальный продукт лежит и на заказчике, и на исполнителе, поэтому договоренности должны быть максимально четкими. Не подмахивайте контракт неглядя.

Некоторое время я работала писателем текстов руками для одного паблика, посвященного IT. Да, вот прям так он себя и заявлял – без конкретики. Задачей руководства было «повышение интереса к IT среди подростков» - мне это показалось совершенно умилительным, как повышать интерес кошек к обгладыванию домашних растений.

А вот представление о целевой аудитории у заказчика было очень противоречивым – мне говорили то «пиши на необычные, интеллектуальные темы!», то «наша аудитория туповата, давай попроще». Стоит ли говорить, что через несколько месяцев мы расстались, а еще через какое-то время паблик протух.

3. Становитесь частью сообщества

Ох уж эта тонкая грань между коллегой и конкурентом!

Сравнение себя с другими бывает крайне неприятно, но с деловой точки зрения это скорее продуктивная штука. И не было еще случая, чтобы я обратилась к кому-то более опытному за советом и меня некрасиво послали.

Обычно, когда я говорю людям «ты делаешь очень круто, не мог бы ты об этом рассказать подробнее?», - они очень рады ответить.

У меня есть определенная специализация, некоторые профессиональные рамки. Поэтому когда меня спрашивают, могу ли я позаниматься с ребенком, я даю контакты знакомой, которая может и делает это круто. Я ничего не теряю, а хорошие люди могут решить свою задачу.

Устанавливая отношения с коллегами, ты формируешь вокруг себя определенное информационное пространство: люди обсуждают тенденции, делятся афигительными историями или полезными материалами. ВК у меня напополам личное и профессиональное, а вот FB – профессиональный почти полностью, и я очень много почерпнула от других преподавателей и психологов.

Простая штука: если ты боишься конкурента – ты ему завидуешь. Можно взять эту зависть и бросить в топку профессионального роста. И, по-моему, это единственное, что с ней стоит сделать.

4. Если вам неудобно – скажите об этом

Многим из нас стоило бы набить татуху с этим девизом.

Нам страшно потерять человека – и клиента, и друга и любимого, поэтому мы часто терпим то, что терпеть совершенно необязательно.

Клиент накидывает правок или требований сверх договора?
Скажите, что вам не ок.
Друг готов говорить только о том, что вам не интересно или ныть?
Скажите, что вам не ок.
Любимый человек берет без спроса ваши личные вещи и вам от этого не ок? Скажите, что вам от этого не ок!

Быть "терпилой" – значит не только бесконечно страдать. Качество отношений и работы тоже будет страдать, потому что соответствовать тому, чему ты соответствовать не хочешь – очень энергозатратно. Есть вероятность, что на другом конце человек не в курсе, что делает что-то вам неприятное, и так и будет продолжать, если вы ему это не объясните.

Если в вас заинтересованы – всегда можно договориться и найти удобный вариант.

Если ваш комфорт (финансовый, эмоциональный, психологический) не учитывается и начинается давление, пакуйте чемоданы. Да, это может быть трудно и неприятно и гораздо проще сказать, чем сделать. Но вы их будете паковать все равно, просто чуть позже, потому что терпеть все время совершенно невыносимо.

5. Формулируйте четкие финансовые договоры

Косяков из пункта выше можно частично избежать, если вы заранее договоритесь о том, что сколько стоит и как оплачивается.

Ваше рабочее время стоит денег и не надо стесняться их брать. Работать гораздо приятнее, если понятно, сколько денег получишь и оговорены неустойки.

Мне потребовалось время на то, чтобы сформулировать, что будет, если ученик не пришел на занятие в группу, что – если поздно отменил личную встречу. Я иногда арендую кабинет, и его отмена бесплатна только если она происходит не менее, чем за сутки, и нести эти издержки мне некомфортно. Потому что «у меня тут бизнес». Да и вообще.

Некоторые из этих утверждений конфликтуют с нашими базовыми установками.

«Надо быть хорошей девочкой \ мальчиком и помогать людям» плохо уживаются с оценкой собственных ресурсов, неуверенность в себе – с открытостью по отношению к коллегам.

Булгаковское «никогда ничего не просите, сами придут и все дадут» почему-то всеми понимается как рекомендация сидеть тихо в уголке
с гордым видом.

Почему-то никто не помнит, что
это дьявол говорит женщине, только что прилетевшей к нему на метледовольно специфический контекст.

И дальше говорит, что просить не надо – надо требовать.

С установками работать сложно, это требует и времени, и усилий. Но, вопреки ожиданиям, вы не теряете любовь и поддержку – наоборот, вас вдруг начинают признавать и уважать совершенно замечательные люди.

Решать финансовые вопросы становится проще, если знаешь, где ты готов пойти на уступки, а где тебе это некомфортно.

И если с вами можно будет договориться в том месте, где другие будут молча терпеть и обижаться, то жить станет легче не только вам.

Автор статьи, частный преподаватель английского языка Александра Сорокина
Автор статьи, частный преподаватель английского языка Александра Сорокина

Автор статьи: частный преподаватель английского языка Александра Сорокина