Лада Баснина о том, почему графоманство – это мучительно больно. Для окружающих.
Так сложилось, что в последнее время я очень часто стала замечать в СМИ ошибки и опечатки. Газета.ру вчера написала, что средняя продолжительность жизни к 2030 году увеличится более, чем на 80 лет, Деловой Петербург некоторое время назад обозвал Джеймса Кэмерона Джеймсом Кемеровым…
И не было бы в этом ничего страшного (сами ошибаемся, что уж говорить), если бы при этом общий уровень материалов оставался достойным. К сожалению, журналистикой тенденция к ухудшению качества не ограничилась: писательство также переживает времена великой депрессии. На масштабных уровнях это заметно в меньшей степени, так как появление даже одного писателя с большой буквы сразу же перекрывает своим ярким светом все тускло мигающие попытки графоманов пробиться наверх. Но вот на уровне «уездном» или, как бы это сказать, местечковом, «дутость» литературы становится заметна весьма сильно. Заходя в книжный магазин и листая новинки, большинство из них я закрываю сразу же после прочтения описания. Либо очередной детектив от тех, кто криминальную жизнь знает исключительно по «Улицам разбитых фонарей», либо женский роман о «его глазах, которые с нежностью смотрели друг на друга», либо фентези-творение возомнившего себя Толкином и Джорджем Мартином два в одном потенциального обитателя психиатрической клиники.
Вопрос возникает только один, но навязчивый: за что отдали свои жизни деревья, из внутренностей которых были созданы эти менее полезные, чем туалетная бумага, шедевры современного искусства? Видимо, писать сейчас очень модно. Издать свою книгу – значит, увековечить себя в веках, а, может быть, еще и положить в свой карман кое-что, шуршащее гораздо приятнее книжных страниц. И к издательствам стекаются нескончаемые потоки зомби, тянущих в своих изможденных творческими муками тощих руках заветные рукописи.
На первый взгляд, в этом нет ничего плохого: каждое произведение найдет своего читателя, а если ты такая умная – напиши свою книгу и сиди читай. И действительно, написать ее не проблема. Проблема ее опубликовать, потому что все сложнее издателям становится выловить среди всего этого барахла жемчужины. И не спутать эти жемчужины с комками грязи, умело отшлифованными денежными купюрами.