Люди строили башни с библейских времён. Чтобы обороняться, следить за перемещением вражеской конницы, общаться с богами или просто для красоты. Потом придумали башни водонапорные и даже телевизионные. И лишь изредка эти сооружения служили апартаментами. В Европе приспособление старых башен под жилой фонд – дело модное и не новое. В России первым владельцем такой квартиры стал Александр Лунев из Томска.
1 января 2013 года он откопал лопатой замурованную снегом дверь и осмотрел свои владения. Электричества, отопления, канализации не было. Зато было много мусора. Человек в высокой башне приступил к делу.
«Хотелось выпендриваться»
На дворе стоял 2012 год. Дореволюционная «водонапорка» разрушалась на берегу реки Томь. Eё верхнюю часть покрыли помётом голуби. Железный бак для воды сдали в «чермет». Деревянные покрытия сгнили. Несколько лет башню снимали местные чебуречники. Вокруг памятника архитектуры областного значения росли сараи и мусор.
Бывшего радиоведущего Александра Лунева, который узнал об аренде необычного объекта на сайте мэрии, исторический бэкграунд не испугал. Он приобрёл старинную башню и своими руками приступил к её реставрации. Зачем человек вписался в столь затратный проект, отдал все сбережения и залез в долги?
– Здание пропадало. Никому не нужная башня разрушалась, и государство ничего не могло с этим поделать», – объясняет Александр. – Я дал ей вторую жизнь и привлёк общественное внимание. Да и хотелось мне иметь необычное жилье, выпендриться на общем фоне. Если всё задуманное получится, башня станет украшением Томска.
Но перед тем как взобраться на башню, Александру предстояло спуститься в бюрократическую реальность. Чиновники предлагали аренду – желающих не находилось. Да и кто захочет за свой счёт решать проблемы с коммуникациями и реконструкцией?
Александр понимал, что затеваться есть смысл, лишь если здание удастся приватизировать. В общем, после многомесячных хождений по разным инстанциям и фиктивных торгов он приобрёл имущество. Мэрия оценила памятник архитектуры в полтора миллиона рублей. Притом новый хозяин взял обязательство восстановить его исторический облик.
Человек в высокой башне
Строительного образования у Лунева нет. По диплому 35-летний мужчина – специалист в сфере государственного регулирования национальной экономики. Быть сантехником, сварщиком, каменщиком и бетонщиком он научился, посмотрев в YouTube кучу роликов.
– Мои близкие знают, что я немножко ненормальный. Разумеется, они переживают за меня и всячески поддерживают. Некоторые люди считают, что в башне жить неудобно, что это огромная затрата сил, времени и денег, что вся затея моя бессмысленна. Другие – что это суперский способ выделиться, заодно решив свой жилищный вопрос. Хотя за эти деньги можно отгрохать хороший коттедж. Но коттедж есть у многих, а квартира в башне в России лишь у меня, – уверен Лунев.
Новый туристический объект
Авантюра с башней моментально привлекла внимание обывателей. Поглазеть на местного чудака, сделать селфи приходили зеваки с района. Позже стали приезжать и прознавшие о необычном проекте фанаты внутреннего туризма. Сам Лунев гостям рад. Когда с реставрацией будет покончено, он обещает еженедельно устраивать в башне день открытых дверей.
Проектом интересуются в Сети. Сотни людей желают удачи, дают советы, или в неверии кидают смайлы с пальцем у виска, изредка переводят деньги. Хотя провести полноценную крауд-кампанию не получилось.
– Затея с треском провалилась, да и всякий мерч с башней: футболки, сувенирка, магниты, прибыли не принесли. Хотя люди из интернета иногда хорошо помогали деньгами. Например, когда мне надо было закупать окна, или когда я устроил аварию на сетях водоканала и нужно было срочно ликвидировать последствия, – комментирует Александр. – Последние два-три года я денег не прошу. Справлюсь сам.
Когда новоселье?
Отреставрировать башню помогают знакомые.
– Помогают, когда что-то мне не под силу. Вот мы в подвале пилили старые чугунные трубы. Но это сложная физическая работа и мне не хватает наглости этим делом злоупотреблять. – говорит Лунев.
За эти пять лет сделано немало: лестницы, крыша, электричество, водопровод. Всем этим Александр занимался в свободное время. На реставрацию башни Лунев уже потратил три с половиной миллиона – пришлось брать взаймы.
Хотя ремонту не видно конца, Александр планирует встретить следующий новый год в новой квартире с видом на облака и реку Томь. Один из этажей уже станет жилым, появится отопление, завершатся фасадные работы. За внешний облик, который по закону охраняет государство, Лунев волнуется больше всего.
Сейчас он трудится админом в маленькой компании по разработке программного обеспечения. Недавно на стройплощадке, чтобы ускорить процесс, появились два наёмных работника.
Сам хозяин обитает в метре от башни. В пристройке, которую получил бонусом, он соорудил себе временное пристанище.
– Я называю этот домик «хаткой бобра», тут всего девять квадратов. Здесь я и живу последние полтора года. Это рядом с башней, но всё ещё не башня, – в его голосе заметна усталость.
Хоть долги придётся раздавать года три или четыре, Лунев не жалеет о своей авантюре. Близится новоселье. Да и последователи нашлись. В Подмосковье и в Уфе такие же, как и он, стойкие романтики уже купили заброшенные «водонапорки» и приступили к делу.