Всем нам отлично знакомы минские мотоциклы. Кто-то вспоминает их с приятной ностальгией - работают воспоминания из детства, кто-то с пренебрежением - и тогда и сейчас лёгкие мотоциклы часто служат предметом насмешек. Так себе прозвище "Макака" прилепилось к минским мотоциклам еще на ранней стадии развития - с модели М1М. Видимо, многие советские люди и тогда и сейчас страдают каким-то странным чувством неполноценности, стесняясь, когда им приходится ездить на лёгких мотоциклах или компактных автомобилях...
А между тем, это рационально, а часто и удобно.
Так решили в предвоенной Германии на заводе DKW и создали Das Kleine Wunder - маленькое чудо DKW RT-125.
Так решили и 16 послевоенных заводов, которые теперь могли выпускать самые современные на тот момент лёгкие двухтактные мотоциклы RT125, не заботясь о патентах, которые ревностно охранял DKW. Хотя Поляки WSK и Англичане Royal Enfield выпускали такие мотоциклы еще до войны. Поляки купили лицензию, а Англичане - скопировали ничего не заплатив, легализовав воровство после войны, как СССР и США получив официальное право на основании репараций. Заводы стран Варшавского договора имели права на основании дружбы с СССР. Восточно и Западногерманские заводы просто продолжили производство. Итальянцы, как обычно, все сделали "под шумок" и "под фишку", что все копируют DKW. И только Японцы подошли серьёзно. Никаких репараций им никто не платил, а мотоциклы были нужны. Поэтому они занялись бэк-инжинирингом.
Думаю, стоит привести весь список.
Список "16 друзей Макаки":
- ММЗ М1А "Москва" (1946) СССР
- ММВЗ М1М / М103 "Минск" (1951/61) СССР
- ЗиД К-125 / К-55 "Ковровец" (1946/55) СССР
- DKW RT 125 W (1949) ФРГ
- IFA RT 125 (1949) ГДР
- MZ 125 (1956) ГДР
- WSK RT125 (1939) Польша
- SHL M02 (1947) Польша
- Sokół 125 (1947) Польша
- Escort Rajdoot (19??) Индия
- Royal Enfield Baby / Flying Flea / RE 125 (1939/42/45) Великобритания
- BSA Bantam (1948) Великобритания
- Harley-Davidson S-125/Hummer (1947) США
- Yamaha YA-1 (1954) Япония
- Moto Morini 125 Turismo (1946) Италия
- Csepel 125 (1947) Венгрия
Я решил собрать фотографии всех мотоциклов этого большого семейства.
Фотографии всех клонов DKW RT-125
Многие из перечисленных моделей стали родоначальниками целых мотоциклетных семейств. Например, Yamaha Ya-1, позволившая производителю музыкальных инструментов снова заняться мотоциклами или Csepel 125 переродившийся в Danuvia, которая затем выросла в известную у нас Pannonia. Огромно значение и нашего мотоцикла М1А "Москва", 2 завода ЗиД и ММВЗ обязаны ему своей долгой мотоисторией...
Мы вернёмся к ним и расскажем о каждом, как рассказали о Harley-Davidson S-125.