Один из моих клиентов задал мне вопрос, который поначалу поставил меня в тупик. Он сказал: «Я не понимаю, что такое эти ваши знания. Я знаю, что такое информация, знаю, что такое информационные системы, и чем же это отличается от знаний?»
Много где встречается определение знаний как интеллектуальный капитал организации, много где видел тезисы вроде «Знания в 21 веке то, что нефть в 20-м», «Сейчас наступает эра знаний», ну и т.д. Но это все равно не дает понимания, что же это такое.
Неведома зверюшка
Грань между информацией и знаниями действительно очень нечеткая. Думаю, что информация превращается в знания тогда, когда эта информация становится критичной для конкретного бизнеса и с этой информацией работает большое количество людей в этом конкретном бизнесе.
Наверное, это и есть наиболее подходящее определение знания в нашем контексте, именно в привязке к конкретному бизнесу, процессу или организации, а также к людям, в этом участвующим.
Происхождение видов
Знания прежде всего бывают двух видов: явные и неявные. С явными знаниями все вроде понятно. Это все, что есть формализованного в организации: регламенты, описание технологических процессов, результаты интеллектуальной деятельности, проектные материалы и все прочее, что уже положили на бумагу или в информационные системы.
Но ключевую ценность для организации и ее сотрудников имеют не только и не столько знания, хранящиеся в архивах, регламентах и нормативно-методической документации. А практический опыт действий в реальных ситуациях, которым зачастую в коллективе обладают единицы. Уйдет человек - уйдут знания.
Явные знания, сохраненные в документации организации, очень важны. Однако, жизнь богаче регламентов, и сотрудникам приходится принимать решения в реальных, а не идеальных ситуациях. Поэтому СУЗ работает над выявлением, сбором, оформлением и распространением неявных знаний в организации: практического опыта, который включает лучшие и худшие практики действий и принятия решений, "как надо" и "как не надо".
С неявными знаниями работать сложнее, т.к. это неформализованная информация, в большинстве случаев нигде не зафиксированная. К неявным знаниям относятся уникальные компетенции, навыки и опыт людей, участвующих в процессах. Причем, если говорить о компетенциях, то можно говорить не только компетенциях конкретного работника, но и о компетенциях команд, групп и пр.
Сразу становится понятнее, что такое знания и из чего состоит интеллектуальный капитал организации, а главное, зачем этим нужно управлять.
… а кто понял - молодец
Если не выстроить процессы управления знаниями, то знания легко утратить. И управлять неявными знаниями здесь важнее: выявить их, формализовать и распространить.
Риск утраты явных знаний достаточно низок. Есть архивы, всегда можно почитать документы, обучить сотрудников, провести тренинги, тестирование. Утеря компетенций работников или команд может нанести куда более существенный урон для бизнеса.
Закончим выводом, который легко вытекает из всего вышесказанного. Вывод, хоть и похож на определения из умных и трудных книжек, но уже не выглядит таким непонятным.
СУЗ – это набор процессов, встроенных и дополняющих основные бизнес-процессы вашей организации, призванный выявлять, сохранять, распространять и правильно применять знания в этих бизнес-процессах.
А как и для чего?
Ну об этом уже в следующий раз.
Евгений Фомин
Руководитель центра компетенций. Аплана. Центр Разработки (ГК Аплана)
Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!