Я не отношусь к русскому языку как к своду правил из словарей, которым нужно следовать в духе "упал-отжался". Любой язык, неважно какой [китайский, украинский, французский], в первую очередь - организм. Он как мы с вами - живой, со своими болячками, проблемами и особенностями. Только в отличие от нас, язык - долгоиграющая субстанция, зародившаяся десятки тысяч лет назад.
Я не сторонница строгих норм языка. Да, обращаться к авторитетным словарям и экспертам - важно. В то же время есть другая сторона жизни языка, откуда и берутся потом те самые нормы. То, как люди обращаются со словами, как появляются новые понятия и как язык обыгрывает их [тот же компьютер, айфон, мессенджер и т.д.] не менее интересно.
Реальность такова, что все меняется с огромной скоростью. Новые слова, новые тенденции вытесняют устоявшиеся нормы. Яркий пример - "кофе" сдался среднему роду. Хочешь-не хочешь, а со временем мы забудем, что "кофе" когда-то был мужчиной.
Но есть и другие устойчивые нормы. Если быть точнее - пласты языка. Например, грамматика. Никто не будет писать "Мне нравитЬся мой диван" или "Ну подумаеш, не пАмыл пол" и считать, что он молодец.
Есть интересный пример со словом "суперцены", которые в рекламе пишутся ну очень по-разному. Сфотографировала вот такой баннер:
На сегодняшний день писать “супер цены” [раздельно] неправильно. Нужно бы написать “суперцены” слитно. Возникает вопрос: отчего, помимо “супер цен”, я вижу “супер дети”, “супер босс” и т.д. Вероятно, русскоговорящие воспринимают “супер” как прилагательное и синоним слов “классный”, “крутой”, хотя в данном случае “супер” являются приставкой слова. Возможно, и эта норма изменится со временем.
К чему это все?
Язык - это система и одновременно живое существо. Нужно находить баланс между своими ощущениями (не режет ли слух то или иное ударение?) и рекомендациями лингвистов (они опираются на опыт, это важно). Мы с вами вносим определенный вклад в будущее языков. Давайте делать это осознанно.
Подписывайтесь на мой канал "О русском языке с любовью". Новости, статьи и развлекательные материалы о "великом могучем", грамотности и текстах.
Instagram | Facebook | worduse@ya.ru (по вопросам сотрудничества)