Наверное, услышав словосочетание отечественный пикап, многие вспомнят те самые «каблуки» и «пирожки» - продукты Ижевского автозавода, и это логично потому, что именно Ижевский завод осуществлял самый массовый выпуск автомобилей с платформой, но не только ижевские автомобилестроители выпускали или пытались выпускать пикапы и все они заслуживают небольшого рассказа о себе.
ГАЗ-4
Первый отечественный пикап был разработан на Горьковском автозаводе, а так как в то время Горьковский завод имел лицензию на выпуск копий автомобилей «Форд», то и первый отечественный пикап был построен по этой лицензии, но советские инженеры тоже внесли свой вклад в разработку ГАЗ-4, автомобиль был рассчитан на отечественные условия эксплуатации, кабина была позаимствована у грузового ГАЗ-АА, а в кузове имелись скамейки для перевозки пассажиров, грузоподъемность составляла около 500 кг. Следующим автомобилем такой формации был ГАЗ-М415, он полностью повторял ГАЗ-4, однако благодаря новому дизайну был более похож на легковой автомобиль.
ГАЗ-21
ГАЗ-21 о котором пойдет речь, не «Волга» с которой ассоциируется словосочетание ГАЗ-21, а пикап с шестью колесами, построен в 1937 г. в единственном экземпляре, несмотря на то, что на испытаниях данных автомобиль проявил себя хорошо, было принято решение отказаться от производства этого авто.
ГАЗ-2304 «Бурлак»
В девяностые годы, в попытках остаться на плаву, Горьковский автозавод вновь вспомнил о пикапах, на базе ГАЗ-31029 был разработан ГАЗ-2304, получивший название «Бурлак», на данный автомобиль у завода были большие надежды, но отсутствие финансов и производственных возможностей поставили крест на выпуске этого автомобиля, выбор был сделан в пользу «Газелей».
ИЖ-27151
О выпуске пикапов задумывались не только на ГАЗе, наиболее в этом преуспели на Ижевском автозаводе, именно здесь выпускался самый массовый советский пикап, получивший народные прозвища «каблук» и «пирожок». Ижевский пикап несколько раз модернизировался, но название оставалось прежним, просто после каждой модернизации добавлялся дополнительный числовой индекс. Всего было выпущено около 135 тыс. таких машин. Ижевские автомобилестроители имели в своем ассортименте экспортную версию с удлиненной платформой – ИЖ-Elite PickUp, продававшийся в странах Латинской Америки и в Финляндии.
ИЖ-2717 «Ода-Версия»
Эстафетную палочку ижевских пикапов в конце девяностых подхватил ИЖ-2126 «Ода-Версия», в отличии от ижевских пикапов-ветеранов ИЖ-2126 получил большую грузоподъёмность. Часто встречаются ИЖ-27175 этакий гибрид, состоящий из передней части ВАЗ 2104 и грузовой платформы ИЖ-2717 «Ода-Версия».
Богдан-2312
Это уже украинская версия пикапа, собранная из российских комплектующих, Богдан был сделан на основе «десятки», однако массовое серийное производство так и не началось.
ЛуАЗ-13021
В девяностые годы луцкие автомобилестроители тоже пытались сделать свой пикап и это даже у них получилось, но выпускался он в очень уж небольших количествах, а вскоре и вовсе прекратил свое существование.
ВАЗ
На Волжском автозаводе тоже пытались делать свои пикапы, одним из первых ВАЗовских пикапов стала модификация «Турист», построенная на базе «шестёрки», она имела встроенную в кузов палатку. Однако серьезные работы по производству пикапов на ВАЗе начались только в девяностые годы, в качестве платформ использовались различные модели «Жигулей», «Нивы» и даже «Оки».
УАЗ
В Ульяновске в советское время была разработана и выпущена в серию только одна модификация пикапа – это УАЗ-915Б, и имела она весьма специфическое назначение - это был аэродромный пусковой электрогидроагрегат, уже в более поздний период появились УАЗовские пикапы без специфических назначений, одни из первых таких автомобилей стал пикап на базе обычной «буханки», а с 1997 г. УАЗ выпускает более современные пикапы на базе моделей «Симбир» и «Патриот».
РАФ-2909
Пикап был создан на базе известного микроавтобуса специально для Олимпиады-80, произведено всего было 90 штук, предназначался он для сопровождения велосипедистов, в задней стенке салона имелись дверцы, через которые можно было попасть на грузовую платформу.
Иллюстрации взяты из открытых источников.