В статье "Взлёт Зигги Стардаста" я описал, как Дэвид Боуи сколотил в 1970 году рок-н-ролльную команду, чтобы стать рок-звездой и на имеющемся багаже (творческом и финансовом) начать делать другую музыку. Рок-звездой он стал уже к 1972 году,но впоследствии неоднократно жалел об этом и понимал, что действительность гораздо сложнее юношеских желаний. Шлейф рок-стар страшно мешал ему впоследствии - делал одно, а все ждали другое. Одно время он даже сбежал в Берлин на три года, чтобы оторваться от засасывающей трясины.
Но сейчас идёт 1972 год и финальный дембельский аккорд в сценической и звукозаписывающей деятельности Дэвида Боуи в лице Зигги Стардаста это альбом с длинным названием The Rise and Fall Of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars - "Взлёт и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса". Пауки с Марса это рок-группа, которая сформировалась тогда вокруг маэстро, включая прекрасного гитариста Мика Ронсона. Альбом для краткости потом просто называли Зигги Стардаст
Это своего рода рок-опера или мюзикл, но это ни то и ни другое. Песни связаны общей концепцией и хронологией, но звучат как отдельные номера. Скорее это музыкальная основа сценического шоу, как тремя годами позже у Элиса Купера в его "Welcome to My Nightmare".
Персонаж Зигги Стардаст, конечно, довольно наивный креатив, как и сам сюжет. Это нечто вроде подросткового комикса в стиле фэнтези. Но он был нужен прежде всего, как стержень музыкального произведения и сценического шоу со всеми атрибутами - костюмами, некоторым театральным действом. Музыкальная основа отнюдь не примитивна, это наиболее развитая часть всей совокупности образов, которые родились в результате этого творения. Я бы рассматривал музыку прежде всего, а все эти костюмы и рыжие парики, всю космическую тематику в виде приложения
Вот как описывает сюжет альбома в интервью авангардному писателю-наркоману Уильяму Берроузу сам Боуи:
Осталось пять лет, прежде чем планете настанет конец. Было объявлено, что человечество умрёт из-за нехватки природных ресурсов. Зигги находится в положении, когда все дети имеют доступ к вещам, которые они только могли пожелать. Взрослые потеряли всякую связь с реальностью, а дети предоставлены сами себе, подворовывая всё, что плохо лежит. Зигги играл в рок-н-рольной группе, но теперь никому не нужен рок-н-ролл. На планете нет электричества, чтобы исполнять эту музыку. Советник предлагает Зигги петь о том, что происходит вокруг, информировать людей, но все новости ужасны. Таким образом, Зигги — это и есть страшная весть. „Five Years“ это песня об этой страшной новости. Это не гимн молодёжи, как думают люди. У песни совершенно противоположный смысл.
Конец близится, бесконечностей становится всё больше. Они и есть — чёрная дыра, но я сделал их людьми, потому что было бы очень трудно изобразить чёрную дыру на сцене.
Зигги видит сон, в котором бесконечности говорят ему написать песню о пришествии звёздных людей. Так он сочиняет «Starman» – песню надежды. Звёздные люди приземляются где-то в районе Гринвич Виллидж в Нью-Йорке. Они случайно попали на нашу планету, путешествуя в чёрных дырах. Вся их жизнь проходит в путешествиях между вселенными, их не заботит судьба нашего мира, и они не могут быть полезны нашей планете. Один из звёздных людей похож на Марлона Брандо, другой – негр, типичный житель Нью-Йорка. Зигги становится пророком, его окружают ученики. На сцене вновь появляются чёрные дыры. Поскольку они состоят из антиматерии, то используют кусочки тела Зигги для своей материализации. Они рвут его на части прямо на сцене под песню «Rock-n-roll Suicide». Как только он погибает, бесконечности берут его элементы и становятся видимыми
Как видим, сюжет не так прост, как может показаться. Заполнение окружающего пространства чёрными дырами в виде людей заставляет призадуматься - а не наш-ли нынешний погибающий в пасти золотого тельца мир он изображает? Всеми доступными ему средствами причём
Итак, первая композиция альбома - мрачное предсказание Five Years, которую восторженная молодёжь приняла за гимн поколению. Это фактически блюз по форме, а не по музыке. Есть в нём что-то и от болеро из-за циклической мелодии с крещендо
Итак, в этой композиции описано неминуемое будущее планеты Земля и Зигги Стардаст решает стать рок-певцом, чтобы поведать об этом широким слоям молодёжи. Следующая композиция - баллада Soul Love с казалось бы отвлечённой темой - рассуждения про виды любви - любовь к близким, романтическая любовь и религиозная любовь. Фактически Боуи описывает то, что объединяет или должно объединять человечество.
Затем идёт футуристическая тяжёленькая Moonage Dream, в которой говорится, что Зигги принимают за межпланетного агрессора и захватчика, но в следующей композиции Starman Зигги устанавливает музыкальный контакт с молодёжью с помощью радио и обещает ей спасение (на самом деле он беззастенчиво врёт - это второй слой сюжета). Starman становится в итоге самой известной песней с альбома и штурмует хит-парады. Песня, начинаясь с тревожных гитарных аккордов написана в мажорном ключе и в самом деле рождает оптимистические ощущения
Следующим номером, закрывающим первую сторону альбома идёт It Ain’t Easy - это песня не Боуи, а американского блюзмена Рона Дэвиса о том, как тяжёл путь к славе. Композиция настолько хорошо вписывалась в концепцию альбома, что Боуи недолго думая включил её в альбом.
Вторая сторона альбома состоит сплошь из хитовых ударных номеров. Открывается сторона атональным блюзом Lady Stardust - андрогинный персонаж Зигги Стардаст предвстаёт в женском обличье одновременно завоёвывая и мужскую часть аудитории. Такие перверсии характерны раннему творчеству Боуи - можно относиться к ним как угодно, песня от этого хуже не станет
Следующая песня Star утверждает Зигги Стардаста - Человека со Звезды - Звездой Рок-н-ролла. Короткий номер представляет из себя классический рок-н-ролл с подыгрывающим фортепиано в стиле Джерри Ли Льюиса.
Затем идёт хард-роковая Hang on to Yourself о многочисленных поклонниках рок-стар Зигги Стардаста, которые готовы на всё ради кумира и вот тут-то и начинается падение Зигги, которое начинается с одноимённой композиции Ziggy Stardust. В которой пресыщенная рок-звезда распускает группу, чтобы остаться наедине со своим гипертрофированным эго. Это опять хард-рок с лирическими вставками и заострением мелодии на острых моментах текста
Предпоследней композицией идёт Suffragette City, которую всегда с удовольствием цитируют на всевозможных гораздо более поздних источниках от сериалов типа "Винил" до сборников рок-композиций начала 70-х. Это короткий хард-роковый рок-н-ролл в очень быстром темпе - песня одновременно характерная для Боуи того периода и для хард-рока того периода. Песня оказала огромное влияние на панк-рок, возникший через несколько лет - он как раз характеризовался агрессивной гитарной музыкой на нескольких аккордах, где бедность композиции вполне компенсировались энергетикой подачи. Чем проще, тем лучше, короче. Джонни Роттен из Секс Пистолз и не скрывал, что образ свой срисовал с Зигги Стардаста, а аккорды своей самой лучшей композиции God Save the Queen придуманы под впечатлением от этого альбома. Заслужить похвалу от панков? Для этого надо быть гением. Гитарная подача в Suffragette City и в God Save the Queen и в самом деле очень схожи при разных аранжировках
Тематика песни в контексте альбома - окончательное падение Зигги после роспуска коллектива, потеря интереса к музыке, Зигги погряз в сексе и наркотиках в городе греха - ожидаемый конец рок-звезды, задумавшей спасти мир и попавшей в его тиски
Ну и наконец закрывает альбом очень сильная песня Rock-n-Roll Suicide - "Рок-н-ролльное самоубийство", которая не только закрывает альбом, но и подытоживает вообще весь образ Зигги Стардаста для Дэвида Боуи. И закрывает тему рок-музыки для Боуи. Он одновременно убивает Зигги Стардаста и убивает рок-стар Дэвида Боуи
После этого альбому Боуи не сразу, но постепенно отходит от рок-н-ролла в общем и от хард-рока в частности. Он начинает эксплуатировать совсем другие музыкальные идеи иногда, впрочем, возвращаясь и к рок-н-роллу. Эксперименты продолжались вплоть до переломного альбома 1976 года Station To Station
Но это совсем другая история