Предыстория
Битвы за полярные конвои начались весной 1942года. Но чтобы понять их внутреннюю логику, стоит рассмотреть предысторию, а именно ситуацию весны 1941 года.
Именно в тот период немцы максимально увеличили масштаб операций своих надводных кораблей против английского судоходства.
В море одновременно находились карманный линкор Шеер, тяжёлый крейсер Хиппер, линейные крейсера Шарнхорст и Гнейзенау.
Причём Хиппер действовал с французской базы Брест, где подвергся ударам английских бомбардировщиков, правда безрезультатно.
В конце марта Шеер и Хиппер благополучно вернулись в Германию, пройдя Датскими проливами.
А вот Шарнхорст и Гнейзенау отправились в Брест, где и были повреждены английскими бомбардировщиками.
Спрашивается, зачем нужно было идти в Брест, если было понятно, что база небезопасна?
В конце мая 1941 в рейд против английского судоходства отправились линкор Бисмарк и тяжёлый крейсер Принц Ойген. Изначально планировалось, что корабли будут действовать совместно с Шарнхорстом и Гнейзенау. Внимание! Бисмарк и Принц должны были в итоге прийти в Брест, в котором уже стояло два повреждённых корабля.
Интересно, командующий немецкими ВМС Редер был в это время адекватным?
Ко всему время стояло уже светлое, что позволяло действовать английским палубным самолётам.
Эпопея с Бисмарком известна. Он был потоплен. Принц Ойген пришёл в Брест, где и попал в ловушку.
Но это ещё не всё. В июне 1941 немцы попытались вывести в рейд карманный линкор Лютцов, который и был благополучно повреждён торпедой с английского самолёта. Ибо, время года было светлое, что способствовало подобным английским усилиям.
Итого всего за 2 месяца немцы потеряли потопленным 1 линкор (Бисмарск). Ещё три единицы оказались запертыми в Бресте. Лютцов повреждён и отправился в ремонт в Германии. Шеер и Хиппер также отправились в послепоходовый ремонт.
Итого из 7 немецких тяжёлых надводных единиц всего за 2 месяца в числе боеготовых не осталось ни одной. В СССР за такой результат военноначальники быстро бы отправились куда следовало.
Редер свой пост сохранил. Но Гитлер за такие результаты перестал ему доверять.
Начало конвоев
Меж тем в августе 1941г в СССР отправился первый конвой. В том же месяце в строй вошёл однотипный Бисмарку линкор Тирпиц.
Однако не будь провальных решений немецкого командования ВМС к августу 1941 г в Норвежских водах они могли сосредоточить до 6 кораблей (Бисмарк, Тирпиц, Шарнхорст, Гнейзенау, Ойген, Лютцов). При наличии такой группировки отправлять конвои в СССР было бы просто безумием.
Ведь в таком случае просто в состав конвоя нужно было включать несколько линкоров устаревших проектов (подвергая их риску ударов из-под воды), да ещё и в состав дальнего прикрытия включать новейшие быстроходные линкоры Кинг Джорж 5 и Принц оф Уэлс с авианосцами. Что было для англичан на пределе возможного.
Немцы же такими силами могли проводить любые операции. Например, вывести в рейдерство карманный линкор Лютцов.
Однако же вплоть на весны 1942 года полярные линкоры уходили в СССР без противодействия.
Битвы за конвои
Весной немцы начали сосредотачивать против конвоев силы. В Норвегию потянулись подлодки, самолёты, эсминцы и тяжёлые корабли.
Первым отправился Тирпиц и в марте 1942г вышел на перехват конвоя PQ-12. Обнаружить конвой немцам не удалось, зато сам линкор подвергся атаке палубных самолётов, правда безуспешно.
Однако Гитлер, помня чем закончились операции годичной давности, впал в панику и запретил проводить операции надводных кораблей, если они граничили с риском.
Тем не менее в апреле-июне 1942 года немцы активно противодействовали 4-м союзным конвоям силами подлодок, самолётов и эсминцев, нанеся им существенные потери.
А в норвежских водах появилось ещё три тяжёлых надводных корабля, окончивших ремонт в Германии (Шеер, Лютцов, Хиппер).
Тем временем немцы попытались вывести из Бреста тамошнюю эскадру. Корабли прорвались через Ламанш, но Шарнхорст и Гнейзенау получили повреждения. Позже Гнейзенау получил ещё один удар в доке. В результате которого так и не был восстановлен.
Между тем Принц Ойген при попытке уйти в Норвегию также получил повреждения от атаки английской подводной лодки. Т.о. Брестская эскадра принять участие в битве за полярные линкоры в 1942 году не смогла.
К началу июля 1942г. немцы накопили в Норвегии значительные силы и решились на операцию надводных кораблей против конвоя PQ-17. В море вышло все 4 тяжёлых корабля. Однако Лютцов сразу же наскочил на камни и вернулся на базу.
Тем временем о выходе кораблей стало известно английскому командованию, и оно приказало конвою сосредоточиться. Немцы, узнав об этом, развернули корабли обратно, а конвой был потоплен самолётами и подводными лодками.
Правда есть версия, согласно которой Тирпиц был повреждён Советской подлодкой.
В любом случае после такого разгрома союзники временно прекратили проводку конвоев.
А немцы решились на операцию против Северного пути. В августе 1942 в Карское море отправился Шеер, но практически ничего не достиг.
Меж тем следующий конвой PQ-18 отправился в начале сентября. В его состав входил эскортный авианосец. Гитлер приказал не атаковать конвой надводными кораблями до уничтожения авианосца. Меж тем последний не представлял для них угрозы, так как был вооружён истребителями, предназначенными для обнаружения подводных лодок и наводки на них кораблей эскорта. Также истребители могли бороться против разведывательных самолётов люфтваффе и если повезёт, то и против ударных.
Первый удар по конвою был нанесён торпедоносцами и оказался очень успешным. Было потоплено сразу 7 транспортов. Однако в дальнейшем немцы пытались потопить авианосец, но без успеха, потеряв при этом значительное количество самолётов.
Большая часть конвоя PQ-18 достигла Архангельска. Тем не менее в проводке конвоев вновь возникла пауза.
Возобновились конвои в декабре 1942. Тем временем Шеер ушёл на ремонт в Германию. А немцы решили задействовать против конвоев Хиппер и Лютцов. Обратим внимание, что снова без Тирпица.
Атака на конвой JW 51B оказалась неудачной, потому как на поле боя явились два английских крейсера, не обнаруженные немецкой разведкой, а в соприкосновение с конвоем в основном вступил лишь Хиппер.
В результате повреждения Хиппера от огня британских крейсеров немцы вышли из боя.
Итоги сражения оказались ещё более печальными, т.к. взбесили Гитлера и Редер был отправлен в отставку с поста Главкома ВМС.
Впрочем, новому главкому Дёницу удалось в начале 1943 протолкнуть в Норвегию отремонтированный Шарнхорст. Однако сделать тоже самое с Ойгеном немцам не получилось.
Летом 1943 г проводка полярных конвоев в виду угрозы Тирпица снова прекратились. Зато немцы возобновили действия против Северного морского пути, правда уже только силами подлодок и добились некоторого успеха.
Осенью 1943г отправился в Германию на ремонт Лютцов. А Тирпиц и Шарнхорст провели набег на Шпицберген. Вскоре после этого Тирпиц был повреждён британским мини-субмаринами.
Шарнхорст остался один. В этих условиях ему не помешал бы Ойген, но корабль к тому времени уже был переквалифицирован в учебный корабль.
Зимой 1943 – 1944гг конвои возобновились. Шарнхорст был послан на перехват одного из них, но был отогнан крейсерами сопровождения. А после уничтожен британским линкором Дюк оф Йорк.
В апреле 1944 англичанам вновь удалось повредить уже отремонтированный Тирпиц ударом с воздуха.
С того момента конвои стали отправляться без задержек.
Впрочем, немцы летом 1944 силами подлодок продолжили операции против Северного морского пути. Другие лодки, оснащённые шнорхелями пытались встречать конвои на подходе к Советским портам.
А Тирпиц был окончательно добит осенью 1944г.
Итого
Конвоям были нанесены существенные потери. Но немцы могли бы достичь большего, если бы не ошибки весны 1941г и последовавшего затем нервного отношения Гитлера к операциям с привлечением крупных надводных кораблей.