В Москве шел 1978 год, а в Кабуле - 1357. Однако разница между двумя странами заключалась не только и не столько в системах летоисчисления. СССР в очередной раз спровоцировали столкновение двух принципиально различных обществ, между которыми не было и не могло быть ничего общего. Конечно, в Кремле имели опыт советизации Центральной Азии и Кавказа и почти двадцатилетней войны с басмачами. Кроме того, советским военным советникам было не в первой попадать из двадцатого века в четырнадцатый. Тем не менее, Афганистан конца 70-х гг. мало чем напоминал Туркестан начала 20-х.
Советское правительство считало, что в результате сауровской революции к власти в Афганистане пришли коммунисты, которые несколько неправильно понимают марксизм. На самом деле Кабул был захвачен пуштунским союзом Гильзаи, которые после почти трехсотлетнего перерыва вернули себе бразды правления. Теперь настало время мести, первыми жертвами которой стали Дуррани, а затем и таджики.
Сразу после революции Военный революционный совет передал все свои полномочия Революционному совету – так теперь называлась лоя джирга. Тараки стал премьер-министром, его заместителем в партии и государстве - Кармаль, а Амин -- первым заместителем премьера и министром иностранных дел. Организовавшие переворот офицеры также получили высокие посты: Ватанджар был назначен заместителем премьер-министра и министром связи, Кадыр - министром обороны. В целом, первое правительство НДАП было составлено на паритетной основе: 11 халькистов и 10 парчамистов. Тем не менее, о традиционной легализации власти не могло быть и речи. Королевский клан был почти полностью уничтожен. Кроме того, спустя год по приказу Тараки был вырезан весь клан Муджадиди, члены которого возглавляли братство накшбандийа и традиционно освещали передачу власти новому правителю.
Через несколько недель после захвата власти Тараки начал травлю членов Парчама, развернув в стране настоящую племенную войну. Сперва своего поста лишился первый заместитель Тараки Мохаммед Наджибулла, который, являясь Гильзаи, был членом Парчама. Он был направлен на дипломатическую работу сперва в соседний Иран, а затем в далекую Чехословакию. Очень скоро вслед за ним отправился Кармаль и Кадыр, причем последный был спасен от расстрела только после прямого вмешательства Кремля. Кармаль жаловался на действия Тараки и Амина в Москву, однако те все отрицали. Руководство Халька заявляло, что никакого террора против Парчама нет, а идет обычная чистка партии от чужеродного элемента.
1 января 1979 года правительство НДПА с подачи советских советников начало аграрную реформу. Государство экспроприировало излишки земли у ханов и маликов бесплатно наделяло ими безземельных крестьян, т.е. простых членов кланов. Вне всякого сомнения, аграрный вопрос необходимо было как-то решать, но эта проблема была палкой о двух концах. Аграрные реформы в свое время погубила царское правительство в России, стоила престола иранскому шаху Певлеви и Аманулле-хану в самом Афганистане, похоронила президента Дауд-хана. Теперь настала очередь Тараки и Амина.
Во всем мире сельскохозяйственное производство зависит от 5 главных факторов: земли, посевного материала, водных ресурсов, животной или машинной тяги и приложенного ко всему этому крестьянского труда. В Афганистане хан или малик предоставляли членам своего клана, арендовавших его землю, все необходимое для работы. Теперь положение в корне изменилось: рядовые члены кланов получали надел, но не имели средств для его обработки. Получая подобные надел, крестьянин вступал в прямой конфликт с главою клана, нарушая веками сложившиеся традиции.
Кроме того, эти участки не передавались крестьянам в полною собственность, поскольку они не имели права их продавать. Фактически, государство забирала у клана землю в свою пользу, лишала маликов и ханов экономической основы власти, и вступала в прямые отношения с рядовыми членами кланов без их посредничества. Таким образом коммунисты рассчитывали уничтожить клановую структуру традиционного афганского общества.
Реформа имела еще один крайне неприятный для простых афганцев аспект. Несмотря на то, что получившие наделы крестьяне не становились собственниками земли, они должны были платить поземельный налог наравне с теми, кто получил наделы в свою полную собственность до 1978 г. В итоге, очень часто крестьяне отказывались брать землю, либо, попробовав хозяйствовать по новым правилам, возвращали землю главе клана.
Несмотря на то, что режим НДАП был коммунистическим, США признали новую республику и продолжил оказывать Афганистану финансовую помощь. Более того, Вашингтон официально заявил, что свержение Дауда является очередным этапом внутриполитической борьбы, не несущим и следов советского влияния. Но, после захвата 14 февраля 1979 г. маоистами в Кабуле американского посла Адольфа Дабса и его смерти от ранения, полученного в ходе спасательной операции, США начали менять свое отношение к ДРА. Амин отказался не только провести расследование хода неудачной операции по освобождению посла, но даже не пожелал извиниться перед Вашингтоном.
Однако, на начало 1979 г. главная угроза режиму Тараки исходила не от Парчама или США, а от афганских исламистов, еще во времена Дауда эмигрировавших в Пакистан. В середине лета исламская оппозиция объявила джихад против НДПА, и в Нуристане начались первые бои. Тысячи афганцев покидали родные места, переходили границу и оседали в лагерях беженцев, развернутых правительствами Пакистана и Ирана. Афганские беженцы официально получили статус мохаджехедов, т. е. перешедших с территорией, попавшей под власть безбожников на землю, управляемую по законам Аллаха. Главным штабом вооруженной исламской оппозиции стал город Пешавар, расположенный на пуштунских землях Пакистана