Найти в Дзене
КУШАТЬ НЕЧЕГО

Почему в Америке так много ирландцев и причем здесь картошка

США - страна, основанная иммигрантами с разных концов Земли: англичанами, французами, немцами, русскими и очень много кем еще. Одних только потомков ирландцев в стране свыше 40 миллионов. Причем современное население Ирландии и до 5 миллионов не дотягивает. Почему так вышло? Сейчас расскажем! Картоха - уникальный овощ. Неприхотливый, урожайный, калорийный, с огромным содержанием белка, да еще и вкусный. Зная, как его готовить и хранить (долгое время пытались жрать вершки вместо корешков и травились, а держали так, что вся она прорастала и зеленела), можно высаживать огромные поля и не беспокоиться о том, как пережить зиму. В отличие от капризной пшеницы, которая то гниет, то сохнет, картофельное поле даст стабильный урожай в любую погоду на любой почве. Этим вовсю пользовались ирландцы. В сыром и прохладном островном климате картошка быстро завоевала популярность и ей засеивали чуть ли не треть всех полей. На экспорт отправляли мало и почти все выращенное шло на пропитание местных фер

США - страна, основанная иммигрантами с разных концов Земли: англичанами, французами, немцами, русскими и очень много кем еще. Одних только потомков ирландцев в стране свыше 40 миллионов. Причем современное население Ирландии и до 5 миллионов не дотягивает. Почему так вышло? Сейчас расскажем!

Все дело в картошке!
Все дело в картошке!

Картоха - уникальный овощ. Неприхотливый, урожайный, калорийный, с огромным содержанием белка, да еще и вкусный. Зная, как его готовить и хранить (долгое время пытались жрать вершки вместо корешков и травились, а держали так, что вся она прорастала и зеленела), можно высаживать огромные поля и не беспокоиться о том, как пережить зиму. В отличие от капризной пшеницы, которая то гниет, то сохнет, картофельное поле даст стабильный урожай в любую погоду на любой почве.

Этим вовсю пользовались ирландцы. В сыром и прохладном островном климате картошка быстро завоевала популярность и ей засеивали чуть ли не треть всех полей. На экспорт отправляли мало и почти все выращенное шло на пропитание местных фермеров. Сложилось явление, называемое монокультурой - возделывание одного-единственного вида растений и полная зависимость от ее урожаев. Учитывая, что картошка росла стабильно, это никого не волновало. До 1845 года, пока не случилось ужасное...

Урожай начал гнить. В то время про причину напасти - фитофторозный грибок - еще толком ничего не знали.
Урожай начал гнить. В то время про причину напасти - фитофторозный грибок - еще толком ничего не знали.

Фитофтороз - настоящая чума для овощей: заразная и смертоносная. Грибок распространяется моментально, заставляя картошку гнить, и может погубить до 70 процентов урожаев даже сейчас. В середине 19 века о простейших способах ограничить распространение грибка - хотя бы не хранить зараженные клубни со здоровыми - ничего не знали, и если в 1845 половина собранного оказалась зараженной, то в 1846 погиб просто весь урожай.

Это была катастрофа. Мер, предпринятых британским правительством - нанимать бедняков на государственные работы по постройке дорог - было недостаточно, и перед страшно холодной зимой 1846-47 гг. куча ирландских семей остались попросту без всего - без работы, без денег и без еды. Для многих это означало голодную смерть.

Работа ирландской художницы Бриджит О'Доннел "Великий голод". Жиза для миллионов ирландцев того времени.
Работа ирландской художницы Бриджит О'Доннел "Великий голод". Жиза для миллионов ирландцев того времени.

Масштабы бедствия ужасают: из-за одного болезнетворного грибка умерла от голода и болезней (цинги и холеры, вызванных голодом) четверть тогдашнего населения Ирландии (около полутора миллионов человек). Цифра могла быть и больше, не случись массовой эмиграции. Ближе всего к Ирландии - Англия, но там ирландцев с распростертыми объятиями не ждут: у самих работы не найти, да и репутация у гостей непримечательная - пьяницы да дебоширы. В Европу ехать - тоже не вариант: английский тогда международным языком еще не был и не знающим французского или немецкого пришлось бы несладко. Да и через границу не переберешься.

Однако была страна, где большинство говорило на английском, а для иммигрантов были открыты двери (приезжих, впрочем, тоже не жаловали, но в страну пускали). Да, это США.

Добраться можно только морем, плыть пять тысяч километров - на старых гнилых посудинах, ослабленным от голода и болезней людям, в полную неизвестность. Но это лучше, чем умереть от голода дома, поэтому отправилось в Америку тоже около полутора миллионов человек. Вскоре четверть населения городов США на атлантическом побережье составляли ирландцы. Добыть средства на дорогу удавалось не всем, поэтому зачастую семьи разделялись, порой навсегда - о чем поется в старой трогательной ирландской песне "Килкелли" (послушайте, оно того стоит, даже если вы не знаете английский):

В 1850 году неурожаи и эпидемии прекратились, однако Ирландии был нанесен тяжелейший ущерб. Остров недосчитался миллионов умерших и уехавших людей, множество семей оказались навсегда разделены, огромное количество ирландцев попало в чужую и не слишком гостеприимную страну. К счастью, ныне об этом напоминают лишь памятные мемориалы, а Ирландия из нищей неразвитой колонии стала вполне зажиточным независимым государством. А в США так и живут десятки миллионов потомков когда-то отчаявшихся от страшных бедствий людей.

Памятник жертвам голода в Дублине, Ирландия
Памятник жертвам голода в Дублине, Ирландия