Найти тему

Глава 3. Правило #33. Швейцарский армейский нож

Оглавление

В фильме «Добро пожаловать в Zомбилэнд» можно насчитать от силы двадцать правил выживания Коламбуса, но на самом деле их несколько больше — около пятидесяти. Я уже писал про некоторые из них, но вот про это не упоминал. Однако именно оно в точности описывает то, как я себя чувствую, будучи генеральным директором:

#33. Швейцарский армейский нож

Все знают, что это за нож — о нем мечтает любой мужик, неважно сколько ему лет — 5 или 35. У кого он есть? У меня — есть. Охрененный такой, с крутой красной накладкой и крестом, с парой хромированных клинков и десятком приспособлений. Я не знаю, что имели в виду сценаристы фильма, вводя это правило, но, подозреваю, речь шла о том, что это самая полезная вещь в жизни и чуть ли не единственный надежный помощник в любой ситуации. В современных моделях, кроме всех этих классических складных напильников, отверток и открывашек, есть еще флешки и плееры. Думаю, скоро им можно будет расплачиваться и звонить, так что это правда: круче него нет ничего.

Для моей компании я тот самый швейцарский нож.

Потому что я не просто назначенный операционный топ-менеджер, которому собственники поставили ряд задач и целей на год, а генеральный директор собственного бизнеса — то есть в одном флаконе и тот, кто ставит задачи и цели, и тот, кто их выполняет и достигает. Чаще всего это означает работу 24/7 — те, кто занимается тем же, понимает, о чем я говорю. И точно знают, что если бы для них это была только работа, круглосуточная и без выходных, то они либо давно сдохли, либо все нафиг бросили. А так как эта работа — еще и дело всей моей жизни, то каждый день я не просто выживаю, а тренируюсь, развиваюсь, трансформируюсь и модифицируюсь, чтобы быть самой совершенной многофункциональной универсальной системной шиной бизнеса самого последнего поколения, которая обеспечивает связь процессора, памяти, видеокарты и периферийных устройств без сбоев, глюков и торможения, какая бы нагрузка ни была.

Я процессор менеджмента. То, что сегодня принято называть Project Development Manager — связующие звено между креативными исполнителями и не креативными клиентами. При этом я не дизайнер и не архитектор. Я не умею рисовать, фрезеровать дерево, чертить, проектировать вентиляцию, управлять рестораном, строить. Зато я знаю, как НАДО это делать, и знаю, как моя компания БУДЕТ это делать: очень круто, нестандартно, не как все.

Когда-то я был лохом: мальчиком без опыта, но с амбициями и образованием. Я не умел управлять, продавать, руководить, выступать, вести за собой, вдохновлять. Теперь я умею до хрена и останавливаться не собираюсь. Без ложной скромности: я крутой управленец и мастерски умею направлять к цели. И самая сильная моя сторона — это широкий взгляд на происходящее.

Благодаря высокому уровню интеллекта, отличному вкусу и бесконечному кругозору я нахожу решение проблемы еще до того, как она полностью озвучена. И это намного важнее того, чтобы дизайн-агентством руководил дизайнер или архитектор, как это у нас принято.

Потому что бизнесу для развития нужны не офисы, не бюджеты и не модные вечеринки — бизнесу нужна структура. А структуру задает тот, кто умеет управлять процессами.

И как показывает мой личный опыт, менеджер и дизайнер — это, вообще, два разных мира и способа мышления. Однако если дизайнер хочет быть востребованным, успешным и богатым, а не безвестным, никому не нужным непризнанным гением, работающим в интерьерном салоне, он либо начинает помогать себе сам, то есть прокачивает свои навыки и становится собственным менеджером, либо находит цепкого, жесткого, циничного менеджера, который будет его продвигать и продавать.

Я знаю, о чем говорю: в 2009 году я создал finoarte вместе с двумя архитекторами, которые хотели заказов и денег. Эти творческие люди, которые, в отличие от меня, умели рисовать и чертить, должны были стать фундаментом и лицом дизайн-студии. Но, блин, где они сейчас? Исчезли. Один слился сам, другого отстранил я, когда стало понятно, что он просирает все проекты и на расслабоне и счастье просто паразитирует на нашем бизнесе. Наш бизнес — это и мой бизнес.

А мой бизнес не богадельня. Если кто-то работает в минус, не приносит денег, то зачем он здесь? Лично я здесь для того, чтобы зарабатывать и делать крутые проекты.

И когда кто-то не втыкает в это, сопротивляется, ставит палки в колеса и, вообще, ведет себя, как типичный зомби, — все, я отрубаю этот гниющий орган, прижигаю рану каленым железом и двигаюсь дальше.  

Но это я: мне понадобилось много времени и сил, чтобы научиться видеть в чужой расхлябанности надвигающуюся проблему и, не зарывая голову в песок, кардинально решать ее до того, как все станет совсем плохо. А я знаю достаточно примеров компаний из той же сферы, интерьерных бюро и студий, чьи генеральные директора — уважаемые потомственные архитекторы и дизайнеры, которые так и не смогли стать менеджерами своего бизнеса. Они не смогли преодолеть свое недоверие к сотрудникам, научиться делегировать задачи и перевести свое внимание на решение стратегических вопросов бизнеса, вместо того, чтобы все делать самому.

Бесспорно, свое дело они знают лучше всех своих сотрудников вместе взятых. Однако это — не бизнес, а юридическая форма человека. Палка-копалка какая-то вместо швейцарского армейского ножа. Да, в умелых руках такая палка может стать оружием, но ключевые слова — в умелых руках.

Именно умелые руки могут обстругать и заточить палку (с помощью ножа, кстати), могут опереться на нее или хорошенько отдубасить ею спину недруга, но вот только палкой неудобно есть, резать она не может и зацвести уже неспособна, потому что не развивается ни фига и самостоятельно может только гнить.  

Это не моя история. Я, блядь, настоящий пидиэм, охуенный и продвинутый руководитель самого крутого агентства. Вчера я составлял подробный регламент качества работ на стройке, по которому в России мало кто строит, сегодня полтора часа презентовал коммерческое предложение клиенту так, что в глазах у него читалось одно: «Хочу! Сейчас!» — ведь такого спектра услуг на нашем рынке просто нет, а потом я пришел в офис, где сидят те, без кого ничего из задуманного реализовать не получится. И в каждом отдельном случае я достаю один из миллионов моих скрытых талантов и спрятанных функций, чтобы все работало, как часы, ну или как винтовка.

-2

Знаете, для чего был придуман тот самый многофункциональный швейцарский нож? Не для того, чтобы убивать, — разве ж это оружие? Когда на вооружение в армию поступила новая модель винтовки, для ее разборки требовался дополнительный инструмент, — так и родилась идея совместить обычный карманный нож с отверткой. Вот! С помощью моих знаний и умений мой бизнес будет работать, как смазанная во всех нужных местах, заряженная по полной, скорострельная, точная, с безотказным затвором и отличным спусковым механизмом винтовка.  

Штопор

Когда мне нужно взбодрить моих дизайнеров и архитекторов, я достаю штопор и вскрываю закупоренное не пойми откуда взявшейся пробкой сосуд их охрененного таланта, в котором собрано превеликое множество крутых, необычных, сумасшедших, офигенных идей.

Пассатижи

Когда нужно объяснить клиенту в лице трех собственников с разными взглядами, декоратору, мебельщику, генеральному подрядчику и электрику, собравшимся на объекте, интерьер которого делало мое агентство, что дизайнер здесь — единственный главный человек, и что, как он визуализировал, так все и будет, я достаю пассатижи и начинаю медленно, но с силой давить.

Шило

Когда мне нужно найти дорогу к проекту, в котором я хочу участвовать, пролезть в замочную скважину, пробиться сквозь закрытые двери, свести с ума неординарностью или масштабом подхода, то на этот случай у меня есть мое большое-пребольшое шило, которое не раз мне помогало.

Пила

А когда мне нужно подчистить ряды от тех, кто вдруг начал гнить и завонял, то самым эффективным инструментом будет зазубренная пила.

Хотя нет: когда кого-то в команде неожиданно скашивает отупляющий вирус, и он на моих глазах подыхает как профессионал и достойный уважения коллега, я достаю все свои инструменты, включая клинок с серрейторной заточкой, напильник, ножницы, пинцет, консервный нож и даже лазерную указку, чтобы избавиться от него. И пусть когда-то он был суперпуперклассным чуваком, с которым мы когда-то начинали и бухали на протяжении последних пяти лет. Моя жизнь и мой бизнес мне дороже.  

И весь мой потенциал не для меня одного. Он доступен — я доступен — всей моей команде, и каждый может пользоваться полным набором моих инструментов в тех случаях, когда это необходимо.

Потому что я отлично знаю, что компанию двигает вперед вся команда. И не собираюсь изолироваться от коллег, ведь я не хочу, чтобы между нами образовывалось пустое пространство. Как показывает практика, если это пространство не заполнить чем-то полезным и продуктивным, оно начинает самозаполняться всяким говном, мусором, ленью, сплетнями, трупами, в конце концов.

Уж лучше мы каждый день будем обсуждать работу, планы, идеи, прочитанные книг, просмотренные фильмы, выставки, на которых побывали, лекции, которые прослушали. Уж лучше я буду находиться здесь рядом каждый день и мы будем спорить, потому что это — не удовлетворение чьих-то амбиций, а процесс улучшения взаимного доверия. Уж лучше я буду каждое утро писать утренние послания, как я это делаю уже на протяжении трех лет, и делиться в них своими мыслями, разбирать возникшие ситуации, ругать, хвалить, вдохновлять — неважно.

-3

Я просто предпочитаю быть для своей команды не каким-то абстрактным человеком, непонятным генеральным, который сидит в своем кабинете и не пойми чем занят. Нет, я тот генеральный, который, как президент немецкой мебельной фабрики Interstuhl, с которым я знаком, каждое утро не в кабинете, не на бесконечных планерках или на бизнес-завтраке с партнерами, а в цеху, с рабочими. Стоит себе рядом в деловом костюме, отвечает на вопросы, обсуждает текущие дела и собирает идеи. И на обед он ходит в общую столовую вместе со всеми. Вот это я понимаю!  

При это я остаюсь генеральным директором, чья главная — преглавная функция — это нести ответственность за свою компанию, за все ее неудачи, косяки и жопы, какие бы ни случились.

В случае чего, мне некуда свалить. Я здесь капитан. И если случится пиздец — это будет мой личный пиздец, а если мы пройдем сквозь шторм и благополучно дойдем до берега — это будет общий успех команды. Увы, это так и никак по-другому. 

***

И раз уж глава посвящена швейцарскому армейскому ножу, то расскажу вам напоследок одну историю, которая меня вдохновила. Оказывается, в Швейцарии было две фирмы, которые выпускали для нужд армии эти самые складные ножи. Одна — Victorinox — была самой первой. До какой-то момента фирма производила хирургическое оборудование, пока ее основатель Карл Элзенер из патриотических побуждений (тогда солдатские ножи для армии Швейцарии делали в Германии) не решил производить карманные ножи на родине, а заодно не придумал добавить к ним отвертку, консервный нож и шило — такой походный набор молодого бойца. Через пять лет он усовершенствовал модель: добавил еще один клинок и штопор.

В это время у ножа появился подражатель в лице завода Wenger. Он стал выпускать свой складной нож, который назвал Подлинный швейцарский армейский нож. Ножи Victorinox стали позиционироваться как Оригинальные швейцарские армейские ножи. Все по взаимному согласию, между прочим. А почему? Потому что правительство страны захотело снизить закупочную цену и создало искусственную конкуренцию, поровну разделив между производителями контракт на поставку.

Кстати, хотите знать, какой именно у вас нож? Посмотрите на логотип на рукоятке: если это белый крест в красном квадрате, то у вас «подлинный» швейцарский нож Wenger, а если белый крест внутри гербового щита, то «оригинальный» Victorinox.

Ну так вот: в такой вялой конкуренции — а ножи, действительно, были практически одинаковыми, даже модификации были почти один в один, — шло время. Однако не прошло и ста лет, как Wenger сдулся и его купила Victorinox. Конечно, ребята сперва пообещали, что на рынке останутся оба бренда, но вот прошло еще несколько лет, и от Wenger не осталось ни следа. Нет, конечно, сами ножи остались у коллекционеров. Возможно, даже у кого-то из вас. Но бизнеса уже нет, компании уже нет, развития нет.

Это просто отличная и показательная история про то, о чем я уже писал: если ты по-серьезному решил создать работающий бизнес, любишь и болеешь за свое дело, ты будешь изобретать новое и оригинальное вместо того, чтобы повторять за кем-то, мечтая о быстрых шальных деньгах.

Ты будешь планомерно развивать свой бизнес и развиваться сам, чтобы и через сто лет твое дело процветало и каждый мальчишка мечтал иметь созданный тобой швейцарский армейский нож.