Забыть, что мы хотели сделать в комнате, едва войдя в нее, - явление распространенное и даже имееющее название - "эффект дверного проема". Как отмечает психолог Том Стаффорд, этот феномен открывает некоторые недостатки и одновременно преимущества человеческой памяти.
Такое случалось с каждым из нас. Забежать в комнату и забыть зачем ты зашел, едва переступив порог. Или открыв холодильник, задуматься "что же я искал?". Либо прервав собеседника, забыть что хотели сказать. И спрашивать "о чем же я?".
Эта временная забывчивость может быть чем-то более важным, чем просто невнимательностью.
Хотя в такие моменты мы обычно чувствуем себя неловко, это явление действительно очень распространено. В психологии оно имеет специальное название - "эффект дверного проема" - и открывает некоторые важные особенности функционирования нашего мозга.
Понимание этих особенностей поможет нам осознать полезность такой временной забывчивости, хотя меньше раздражать она от этого не станет.
Эту особенность нашего мозга можно прекрасно проиллюстрировать историей о женщине, которая встретила трех строителей во время обеденного перерыва. "Что вы сегодня будете делать?" - спросила она.
"Я буду класть один чертов кирпич поверх другого", - вздохнул первый строитель.
"Я буду строить стену", - коротко ответил второй.
"А я буду строить собор", - с гордостью сказал третий рабочий.
Эта история, конечно, может поучить способности видеть целую картину, но для психолога внутри вас она прежде всего несет важную мораль о том, что для успеха дела каждое действие надо рассматривать как часть сложного процесса.
Третий строитель, наверное, сильнее других вдохновлен своей ежедневной работой, однако никто не сможет построить собор без понимания того, как правильно положить один кирпич на другой, о чем и говорил первый строитель.
В течение дня наше внимание постоянно переключается между этими уровнями: от нашей общей цели и амбиций до планов и стратегии, а также до самого низкого уровня - конкретного действия. Когда дела идут проторенным путем, в знакомых ситуациях, мы думаем о конечной цели, а отдельные этапы, кажется, происходят сами по себе.
Если вы опытный водитель, то вы давите на педали, переключаете скорости и следите за индикаторами почти автоматически, а внимание сосредотачивается на автомобильном движении или разговоре с пассажирами.
Когда мы делаем что-то менее рутинное, мы концентрируемся на каждом нашем действии, что отвлекает от общей картины. Вот почему в разговоре появляется пауза, когда водитель приближается к сложной транспортной развязке, или двигатель начинает издавать странные звуки.
"Эффект дверного проема" возникает, когда наше внимание перемещается между действиями различных уровней. Он также отражает зависимость наших воспоминаний - даже мгновенных - от среды, в которой мы в определенный момент находимся. Когда мы поднимаемся вверх за ключами и забываем, что хотели взять, как только переступаем порог спальни, в наших мыслях, наверное, пересекается много разноуровневых планов.
План "Ключи!" вытесняется необходимой для его выполнения стратегией "Подняться в спальню!". Что является, очевидно, частью более общего плана "Выйти из дома!", а это в свою очередь, соответствует более широкой цели "Пойти на работу!", "Не потерять свою работу!", "Быть трудолюбивым и ответственным" и так далее.
Каждый этап в определенный момент требует внимания. В этой сложной иерархии событий необходимость взять ключи внезапно приходит в голову, и вы удерживаете на этом внимание ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы решить подняться в спальню.
Это напоминает циркового акробата, который крутит тарелки на шестах. Как только он запускает одну тарелку, он переключает внимание на другую.
Так и вы, поднявшись в комнату, переключаетесь на другие мысли: кто снова оставил свою одежду на лестнице, или какие дела ждут вас в офисе, или на миллион других вещей, составляющих нашу повседневную жизнь.
Впрочем, тарелки иногда падают. Наши мысли, даже связанные с непосредственными действиями, строятся с помощью сложной паутины ассоциаций. А физическая среда играет в этом процессе довольно существенную роль.
Так, когда мы попадаем в дом, где мы провели детство, нас охватывает поток ранее забытых воспоминаний. На мысли может влиять и ментальная среда - множество других вещей, о которых мы думали, когда что-то привлекло наше внимание.
"Эффект дверного проема" происходит потому, что мы меняем как нашу физическую, так и ментальную среду, переходя в другую комнату и начиная думать о других вещах. Поэтому план, который поспешно появился в нашей голове и который является лишь одной из многих тарелок, которые мы вращаем, может легко потеряться в новом контексте.
Итак, эта особенность нашего ума помогает понять, как нам удается координировать сложные действия и планировать их в соответствии с более общей целью. Иными словами, как нам удается класть кирпич за кирпичом в правильном порядке, строя сложный собор нашей жизни