Давным-давно, в далекой-далекой галактике в городе Уфе не было проспекта Салавата Юлаева. Микрорайон "Молодежный" расположенный между улицами Заводской и Николая Дмитирева, преимущественно был застроен обычными советскими девятиэтажками, ниже по склону располагался частный сектор. Для населения района важную рекреационную роль играл лесопарк Лесоводов Башкирии, он расположен совсем недалеко, нужно было только перепрыгнуть мелкую и весьма вонючую речку Сутолоку. Там гуляли, выгуливали собак, катались на лыжах.
Но всё изменилось, когда началось строительство автомагистрали. Широкая восьмиполосная автодорога разрезала город надвое, сделав многие районы практически недоступными для пешего передвижения. Первые годы некоторые отчаянные пытались перебегать проспект, иногда даже семьями, и иногда успешно - пока проезжие части были разделены только газоном. Однако, несколько лет назад, вместо газона был установлен полноценный отбойник, и дорога стала и вовсе неприступной.
На данный момент имеется возможность пересечения проспекта Салавата Юлаева в этом районе по двум мостам - на улицах Революционная-Сагита Агиша, и по недостроенному в створе улицы Бессонова. Пешеходная инфраструктура в районе имеется, но зачастую носит условный характер. На схеме ниже регулируемые пешеходные переходы обозначены Р, нерегулируемые - Н, перекресток улиц Революционной и Николая Дмитриева же имеет светофор, но не имеет знаков пешеходного перехода и зебры в имеющих значение для данной статьи направлениях, зато оснащен постоянной зеленой стрелкой направо на ул. Николая Дмитриева, обозначен С. То есть, имеет место вполне традиционная автомобилецентричная среда. Северный мост, в створе улицы Бессонова, вовсе не имеет удобных подходных путей, а со стороны леса упирается в стройплощадку тоннеля, и далее как приемлемый путь не рассматривается.
Рассмотрим движение ученика средней школы №23 Вити, который, будучи сторонником ЗОЖ, отправился после занятий не курить за гаражами, а заниматься на широко разрекламированную администрацией Советского района спортивную площадку в лесопарке. Выйдя из школы, и дойдя до улицы Николая Дмитриева, Витя движется по среднего качества тротуару до дома №11, после тротуар заканчивается, и идти приходится по внутридворовому проезду до нерегулируемого пешеходного перехода через бульвар Хадии Давлетшиной. Переходить через улицу Дмитриева и вовсе нет смысла - со стороны частного сектора отсутствует тротуар. Далее Витя проходит по парковке перед зданием Росавтодора, и идет по улице Джалиля Киекбаева, которая не имеет твердого покрытия и используется, главным образом, как парковка. Пересечь улицу Николая Дмитриева трудно - ни зебры, ни знаков на перекрестке нет, а под постоянную зеленую стрелку машины едут непрерывно независимо от фазы. Тем не менее, Витя с помощью природной наглости и благодаря невысокой скорости автомобилей на данном участке преодолевает этот неудобный перекресток. Далее до моста ведет тротуар вдоль проезжей части, на самом мосту тротуар отделен отбойником, однако пересечения тротуара со съездами выполнены нерегулируемыми, и со смещениями - понижение бордюрного камня почему-то не совпадает в расположении со знаками. Затем, поднявшись вдоль шумной и скоростной улицы Сагита Агиша, Витя сворачивает на улицу Полярную, ведущую к парковке (не верьте яндексу, от нее нет дороги до базы МВД), и, пройдя вдоль глухого и скучного забора Ботанического сада, оказывается, наконец-то, в лесу. Всего его путь до попадания в лес составил 2,3 км, и пять пересечений проезжих частей по нерегулируемым переходам. Альтернативный маршрут, через частный сектор, по дальности отличается незначительно, однако дороги в нём по большей части не имеют твердого покрытия, идти предстоит по не слишком приветливому частному сектору с сугробами (зимой) и собаками (всегда), и к плюсам можно отнести разве что пересечение улицы Дмитриева по регулируемому пешеходному переходу. В любом случае, дорога займёт не менее получаса.
Таким образом, лесопарк Лесоводов Башкирии труднодоступен для жителей мкрн. Молодежный, и это даже без учета доступности среды, которая, в общем-то отсутсвует.
Однако, Ирек Ялалов, мэр Уфы, в рамках оперативного совещания 10.07.2018 упомянул велопешеходный мост "Атырау" в городе Астана, который привел как пример современной архитектуры. Мост через реку Есиль был открыт 1 июля 2018 года, имеет длину 313,5 м, ширина - 10,5 м. Мост включает шестиметровую пешеходную полосу, трехметровую велодорожку, полосу безопасности шириной 0,5 м и две полосы по 0,5 м для устройства перильного ограждения.
То есть, имеются все предпосылки к появлению подобного объекта на проспекте Салавата Юлаева, что и было предусмотрено планом застройки на месте частного сектора. Этот кошмар урбаниста, к счастью, остается нереализованным, но само появление пешеходного моста в концепции говорит о его востребованности.
Конечно же, мост через автодорогу будет значительно короче, однако путь для условного Вити сократится более, чем на километр, а самое главное - останется всего одно пересечение проезжей части, и то по регулируемому пешеходному переходу, а большая часть пути и вовсе проходит по лесопарку.
Предполагаемые конструктивные параметры моста - длина около 80 метров, ширина около 10 м. Возможна реализация проекта без промежуточных опор, что придаст конструкции лёгкость и "летящесть". Со стороны застроенной территории благодаря рельефу вход и въезд на мост может осуществляться без использования рамп и пандусов, непосредственно с улицы. Изменения границ владений и снос жилых домов не потребуются. С лесной стороны, вероятно, потребуются рамповые устройства. Также требуется дополнительный мостик через реку Сутолока, и обустройство 200-300 метров подходных дорожек до соединения с сетью парковых дорожек. Следует уделить особое внимание этим проектированию этих подходных дорожек, так как склоны Сутолоки имеют весьма непростой рельеф.
Расположение моста в продолжении улицы 2-й Районной имеет несколько преимуществ. Во-первых, этот путь наиболее близок историческому пути движения людей в лесопарк. Во вторых, это наиболее короткий путь по частному сектору. В третьих, улица 2-я Районная имеет достаточную ширину для комфортного движения людей, а на большой части - твердое покрытие. В четвертых, объект в таком расположении будет равноудален от альтернативных маршрутов через автомобильные мосты, а значит, наиболее удобен.
В целом, осуществление данного проекта имеет следующие позитивные стороны:
- в столице республики появится объект с современной архитектурой, который, благодаря расположению на транспортной магистрали, станет одной из визитных карточек города;
- частично устранится разрыв в городской ткани, вызванный строительством автомагистрали, что приведет к интенсификации жилищного и коммерческого использования территории;
- жители микрорайона Молодежный получат возможность отдыхать и заниматься спортом в лесопарке Лесоводов, что благотворно скажется на их здоровье;
- появится действительно удобная, живописная и безопасная велосипедная связка проспекта Октября и улицы Менделеева, не привязанная к автомобильным дорогам.