Найти тему

Будущие потери Украины на Азовском море

Большая волна «измены» снова поднимается вокруг российской агрессии в Азовском море. Те, кто не следил за событиями, вот вам краткое содержание «предыдущих серий» - после начала строительства Керченского моста Россия начала концентрировать силы в Азовском море. На данный момент их собралось немало.

Большинство из 40 боевых кораблей, о прибытии которых отчиталась украинская разведка, — это небольшие артиллерийские галоши с экипажем в 15 человек, выпущенные более полувека назад. Прибыли в Азов и 2 новеньких ракетных корвета «Град Свияжск» и «Великий Устюг», они вооружены ракетами «Калибр».

В любом случае, Украина не имеет сил, достаточных для противостояния российской азовской флотилии. Которая в последние недели начала «душить» иностранные торговые корабли, которые выходят и входят в украинские порты. Сейчас речь идет о десятках задержаний для осмотра и многодневных задержках для прохождения Керченского пролива.

-2

Россияне ничего не нарушают, потому что подписанный Леонидом Даниловичем Кучмой международный двусторонний договор «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» дает право торговым и военным кораблям под флагом Украины или России свободно находиться в любой точке Азовского моря и Керченском проливе. Это не отменяет того факта, что задержание российскими силовиками и ожидание на проход через пролив не способствует популярности украинских портов среди иностранных заказчиков.

В подобных ситуациях, по сути, нет ничего нового. Нередко всё проходит ещё в гораздо более жесткой форме. Начиная от советско-американских морских инцидентов, которые нередко заканчивались тем, что корабли одной из сторон были вынуждены отгонять противников сильными ударами носов в корпус, и заканчивая, например, кучей инцидентов, которые военно - морской флот Ирана традиционно устраивали США в Персидском заливе. Правда, в этом году в Тегеране наконец-то решили свернуть этот бардак и оставить американцев в покое, об этом на днях отрапортовал Дональд Трамп в своем Твиттере.

В любом случае, акты россиян, пусть даже и очевидно недружественные, но абсолютно в рамках двусторонних договоренностей с Украиной, не могут быть поводом ни для новых международных санкций, ни для заседания Совбеза ООН и ни для каких других международных политических мер, к которым призывают в Украине некоторые горячие головы.

Украинский МИД, пытается противодействовать российскому давлению. К примеру, путем подачи иска в Международный арбитраж в рамках Конвенции ООН по морскому праву. В рамках этого иска Украина хочет получить компенсацию от России за то, что она мешает ихней рыбалке и мореходству.

Тему российского агрессивного поведения на Азове собирался обсудить на саммите ЕС президент Украины Петр Порошенко. Учитывая то, что объектами российских проверок нередко становятся корабли, принадлежащие европейским владельцем, к критике России в ЕС отнесутся, скорее всего хорошо, но на какие-то серьёзные меры, направленные на противодействие политике Москвы - рассчитывать тоже не приходится.

-3

Одной из крайних мер дипломатического противодействия могла бы стать быстрая денонсация украинско-российского договора «О сотрудничестве» и перевод режима на основу обычных морских конвенций, ратифицированных Россией. Если такой шаг будет, то проход через Керченский пролив может еще больше осложниться.

Впрочем, для немедленного противодействия российскому давлению самих дипломатических мер, на самом деле, мало. Нужны еще и силовые. А в этом есть очевидная проблема — нехватка сил и средств в регионе. В отличие от России, которая демонстрирует свои боевые корабли, украинские пограничники хорошо скрывают о свои силы и средства в регионе. Это наверно, вряд ли свидетельствует о нашем колоссальном огневом перевесе. При этом в противостоянии на Азове, на самом деле, речь может идти не только о собственно кораблях — в условиях плотной противовоздушной обороны и насыщения региона украинской боевой авиацией Россия тоже вряд ли решилась бы «душить» торговые корабли третьих сторон.

И без колоссального изменения этой ситуации — появления украинских воздушных и морских сил — надеяться на изменение ситуации не приходится. Идея украинских силовиков в том, чтобы гражданские суда сопровождали украинские пограничники. На самом деле, ничем это не поможет — наличие нескольких представителей пограничной службы на корабле, по нормам морского права, не делают корабль неприкосновенным. Поэтому сейчас перед Украиной возникает 3 возможных варианта решения этой проблемы.

1) Это вложение средств в развитие военной инфраструктуры, создание москитного флота и воздушного прикрытия над Азовским морем для противодействия российским силовикам параллельно с денонсацией неудобного двустороннего договора.

2) Найти компромисс с Россией. В частности, негласный отказ от арестов кораблей, которые заходят в порты аннексированного Крыма, и вероятно, поступки в виде подачи питьевой воды в Крым через Северо-Крымский канал. Хотя от такой выходки будет попахивать предательством национальных интересов, можно не сомневаться, что вскоре он будет предложен лицами и организациями, заинтересованными в бесперебойном функционировании бердянского и мариупольского портов.

3) Перенаправить торговые потоки из азовских портов в порты Черного моря с доставкой груза в места перевалки на корабле по железной дорогой. Очевидно, будет дорого и сложно, но, возможно, дешевле первого варианта полноценного противодействия с Россией.