На фоне растущего недовольства лишь в 11 из 85 регионов, включая аннексированные Россией Крым и Севастополь, полностью поддержали реформу.
Например, руководитель Калининградской области 31-летний Антон Алиханов заявил, что "увеличение пенсионного возраста - это позитивный тренд, люди будут оставаться в экономике и будут иметь возможность работать". А глава Амурской области объяснил необходимость более позднего выхода на пенсию условиями "санкций и жесткой геополитической борьбы".
Еще 17 губернаторов высказали "осторожную солидаризацию", подсчитали эксперты, то есть высказались в поддержку, но не очень определенно. Вот, например, слова главы Алтайского края Александра Бердникова: "Про пенсионный возраст. Я сам работаю с удовольствием, тут получается что-то, нет... Я не говорю, что я... Мне нравится работать... Пока руки есть и ноги ходят - вот это чисто человеческое мое мнение, без идеологии. Я буду работать, пока я физически здоров".
Среди крупных регионов, поддержавших реформу - Санкт-Петербург и Ленинградская область
Две трети российских регионов до сих пор не сформулировали четкой позиции по пенсионной реформе. Эксперты выделили несколько видов такой реакции: "мягкое дистанцирование", "перенос акцентов", "утрата властью инициативы" и "уклонение от содержательной реакции".
В отдельных регионах чиновники и вовсе проигнорировали дискуссию о пенсионном возрасте.
Например, руководители Москвы и Московской области Сергей Собянин и Андрей Воробьев, оба участвуют в сентябрьских выборах, решили переключить внимание пенсионеров. Собянин не высказывался сам о том, что думает о пенсионной реформе. Но объявил, что с 1 августа пенсионеры смогут бесплатно ездить в пригородных поездах. Такой же шаг предпринял и Воробьев.
В целом региональные элиты оказались вынуждены импровизировать, чтобы не обострить отношения с Москвой и в то же время избежать взрывов недовольства предпринимаемыми ими шагами", - говорится в комментарии к докладу президента фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова.
"Мягко дистанцировались" от оценки реформы в Астраханской, Воронежской, Ивановской, Иркутской областях, а также в Крыму. Глава республики Сергей Аксенов, например, посчитал, что должны быть "серьезные экономические обоснования необходимости непопулярных мер".
Врио губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский и вовсе отказался считать пенсии чем-то, к чему должны иметь отношения главы регионов. "Надо заниматься дорогами, больницами, ЖКХ. А какие они там решения примут? Ну, примут - будем делать все, чтобы люди не в обиде оказались", - сказал Воскресенский.
А в Воронежской области врио губернатора Александр Гусев честно признался, что "пока не готов формулировать свое мнение относительно пенсионного обеспечения".
Власти 24 регионов России предпочли не давать комментариев по существу. В их числе - Приморье, Татарстан, Севастополь, Тверская область, а также республики Северного Кавказа.