Подготовить все необходимые документы для совершения сделки купли-продажи - процесс нелегкий, отнимающий много времени, поэтому к сбору документов важно отнестись со всей ответственностью. От правильности и полноты комплекта документов, необходимых для совершения сделки, зависит не только скорость совершения и оформление сделки, но и ее юридическая чистота. В этой статье юристы Владимирского городского ипотечного фонда объяснят по пунктам, как правильно оформить сделку.
Для осуществления сделки купли-продажи квартиры мы рекомендуем придерживаться следующих действий:
- Необходимо подготовить правоподтверждающие и правоустанавливающие документы на квартиру, а также документы, подтверждающие личности сторон сделки:
- свидетельство о праве собственности на квартиру (или долю в квартире);
- «документ-основание», по которому ранее приобреталась квартира, договор купли-продажи или договор дарения, мены, договор передачи квартиры в собственность (приватизации) или свидетельство о праве на наследство;
- документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя: для граждан России и СНГ - паспорт; для военнослужащих - удостоверение личности и приписное свидетельство; для граждан России, постоянно проживающих за границей, - общегражданский паспорт; для иностранных граждан - вид на жительство в Российской Федерации или национальный паспорт с отметкой о регистрации в ОВД; для лиц, не достигших 14 лет, - свидетельство о рождении.
2. Заказать и получить технические документы на квартиру (обязательно при ипотечной сделке):
- технический паспорт;
- кадастровый паспорт;
- экспликацию;
- поэтажный план.
При стандартной сделке достаточно одного технического документа: кадастрового, либо технического паспорта.
3. Получить справку жилищно-эксплуатационной организации об отсутствии задолженности по коммунальным платежам и копии финансового лицевого счета.
4. Получить справку о регистрации (прописанных в квартире), обратиться в соответствующий орган (ЖЭК или же паспортный стол) по месту проживания.
Будет лучше и проще, если все жильцы уже выписаны из квартиры до совершения сделки.
5. Получить нотариальное согласие супруга на продажу квартиры (или доли), а также согласие органов опеки и попечительства в случае, если это необходимо.
• Согласие супруга необходимо, если квартира (или доля в квартире) приобреталась в период брака и является общей совместной собственностью.
• При получении квартиры во время брака безвозмездно (дарение, приватизация, наследство) согласие супруга на ее продажу не требуется.
• Согласие удостоверяется нотариусом (платно).
• Если в квартире несовершеннолетние дети являются собственниками квартиры (доли), то необходимо получение разрешения органов опеки и попечительства (ответ должен быть направлен в течение месяца).
6. Заказать и получить выписку из ЕГРП.
• Выписку из ЕГРП, подтверждающую отсутствие обременений и арестов, можно получить в территориальном отделении Росреестра в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты подачи заявления. В случае оформления сделки через нотариуса выписка может быть получена нотариусом в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее следующего рабочего дня после дня направления соответствующего запроса.
• Выписка нужна, чтобы покупатель перед сделкой мог быть уверен, что квартира по-прежнему находится в собственности продавца и никаких обременений на нее не зарегистрировано.
7. Составить договор купли-продажи квартиры.
В договоре купли-продажи помимо обязательных реквизитов сторон должны быть правильно указаны:
- цена квартиры;
- адрес и техническое описание квартиры, полностью совпадающее с данными кадастрового паспорта;
- способ и срок передачи денег продавцу;
- срок, в течение которого продавец должен освободить квартиру и передать ее покупателю;
- в договоре также должны быть указаны все лица, которые имеют право пользования данной квартирой (то есть зарегистрированы в ней);
- сроки и порядок подписания акта приема-передачи квартиры.
Договор подписывается сторонами в простой письменной форме и обязательного нотариального удостоверения не требует. Исключение составляют, в частности, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, которые подлежат нотариальному удостоверению.
Также нотариальному удостоверению подлежат договоры отчуждения долей в составе всей квартиры.
Если договор подписывается или подается в Росреестр не лично сторонами, а их представителями, то необходимо представить нотариальную доверенность.
8. Подать документы на государственную регистрацию в территориальном отделении Росреестра.
• После подписания договора обеими сторонами нужно обратиться в орган регистрации по месту нахождения квартиры и пройти обязательную процедуру регистрации. Заявление на государственную регистрацию и документы можно представить лично, через многофункциональный центр, в электронной форме или направить по почте.
• Уплатите госпошлину за государственную регистрацию в размере 2000 руб.
• Получите расписку о подаче документов на регистрацию.
• Завершающий этап купли-продажи квартиры – это ее передача новому собственнику. Такая передача должна сопровождаться подписанием акта приема-передачи квартиры, так как с момента его подписания вся ответственность за жилье переходит к покупателю. Акт должен быть составлен минимум в 2-х экземплярах, если в сделке участвует банк (например, при ипотеке) – в трех экземплярах.
При совершении сделки купли-продажи недвижимости расчеты можно производить в момент заключения сделки или в момент подписания акта приема-передачи квартиры как с помощью наличного, так и безналичного расчета. Однако гораздо безопаснее и разумнее, особенно при самостоятельной продаже квартиры физическим лицом, осуществлять расчеты за квартиру через депозитарную банковскую ячейку. Данная операция является гарантом того, что продавец после завершения сделки получит за квартиру оговоренную сумму, а покупатель сможет реализовать свое право собственности на купленную квартиру после передачи денежных средств. Деньги под контролем банковского сотрудника вносятся покупателем в банковскую ячейку. Перед закладыванием денег в ячейку в специальной комнате продавец может пересчитать и проверить деньги. Можно также за определенную плату проверить подлинность денег в самом банке. Эта процедура гарантирует сохранение целостности пакета во время нахождения денег в банке. После оформления сделки по продаже жилья и регистрации права собственности покупателя на квартиру, являющуюся объектом сделки, продавец сможет получить деньги в банке.
9. Получить документы после регистрации.
• Срок государственной регистрации прав 5 рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых документов.
• В указанный в расписке день получите в отделении Росреестра свидетельство о праве собственности на квартиру.
Чтобы собрать полный пакет документов, конечно, лучше обратиться к квалифицированному юристу. Центр юридической помощи по недвижимости при «Владимирском городском ипотечном фонде» профессионально, качественно, быстро и недорого поможет оформить сделку купли-продажи квартиры любой сложности. Звоните нам по телефону 8 (4922) 377 085 или закажите обратный звонок на нашем сайте.