Перед войной
Вот и пришло время поговорить о событиях вокруг Ирана во время Второй Мировой и вовремя оккупации Союзниками в частности. Но начнем мы, как всегда - очень издалека. Я уже немного рассказывал о событиях в 20-ом веке в Иране (тут) и его откровенно непростых отношениях с Российской и Британской империями. Это довольно важно для понимания почему последующие события складывались так, а не иначе. Сюда же можно отнести и участие Ирана в Первой мировой — отдельная непростая страница истории, которая у меня пока только в планах.
Важно это еще и потому, что не один и не два раза на территорию Персии вторгались русские войска и наводили там свои порядки - естественно не цветами. И и даже во время уже нашей Гражданской - ни одна из сторон ни о каком суверенитете какой-то там Персии не особо беспокоилась. Более того, когда в 20-ом году Красная Армия лихим десантом "отжала" себе обратно имущество каспийской флотилии, уведенное белыми в порт Энзели - там "внезапно" организовалась Гилянская Советская Социалистическая Республика - армия которой еще и походами на Тегеран ходила. Англичане не отставали - заполняя своими войсками и капиталами вакуум после падения Российской Империи. В общем и целом, зная такой "бэкграуд" сближение иранцев с немцами в 30--40-ые годы вовсе не кажется странным или же предосудительным - они вполне сознательно пытались лавировать между великих держав для получения выгоды для себя. И осуждать их за это было бы очень странно.
В советски-иранских отношениях важной вехой стал Договор о дружбе от февраля 1921-ого года. В отечественной историографии его называют даже "первым равноправным международным договором Ирана", что с одной стороны верно, однако, был там один пункт, который работал исключительно "в одни ворота" - а именно Статья 6, которая звучит так:
«Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путем вооруженного вмешательства осуществлять на территории Персии захватническую политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России, если при этом будет угрожать опасность границам Российской социалистической Федеративной Советской Республики или союзных ей держав и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии, чтобы в интересах самообороны принять необходимые военные меры. По устранении данной опасности Российское Советское правительство обязуется немедленно вывести свои войска из пределов Персии."
Понятно, что подобного пункта в отношении возможности войск Персии войти на территорию СССР там нет. Можно ли считать это равноправным договором? Сложно судить, т.к. советское правительство передавало персам огромное количество еще царской инфраструктуры, прощало долги и в общем договор был, безусловно, гораздо более выгодный Ирану чем все предыдущие в ХХ веке. Но, "осадочек остался" - радовать этот пункт персов явно не мог. Прежде всего потому, что в случае чего — страна станет ареной военных действий между СССР и Британией, со всеми вытекающими. В то же время, очевидно, что по щелчку пальцев революционное движение не прекращалось, как и экономическое давление на страну.
В 1925 году к власти приходит новых шах - Реза Пехлеви, который берет жесткий курс на модернизацию страны во всех областях. Чаще всего на этом пути он сталкивается с интересами британцев, которые обладали крупными концессиями и не были заинтересованы в каком-то там «развитии». Им он пытается противопоставить немцев, т.к. с советской властью отношения у него тоже были довольно прохладные - в том числе и после заполнения тюрем местными коммунистами. Пытаясь ограничить влияние иностранных государств - он требует нанимать специалистов как частных лиц, а не как государственных представителей - в том числе нанимая и граждан США (один фактически даже стал министром финансов). В это же время шах пытается модернизировать армию - закупаются чехословацкие танки и другая доступная техника по всему миру.
В 1935 он требует от всех называть страну Иран, а не Персия - в общем энергичный руководитель пытается сбросить со страны иностранные лапы - опираясь на всех у кого эти лапы пока еще находятся далеко. Так уж получилось, что поддержку в этом ему с определенного момента начали оказывать нацисты - идеи у них в чем-то были близкие (Иран переводится как Земля Ариев), однако, Пехлеви прекрасно понимал чем могут закончиться заигрывания с фашистами и нацистами - еще в 37-ом году раскрывают нацистский заговор в армии, ставивший целью свержение шаха. Все участников казнят, но на хорошие отношения с Третьим Рейхом это не повлияет - в виду отсутствия альтернативы. При этом постепенно и его собственные аппетиты начинают расти (отличный пример, как Иран думал о приросте территорий за счет советской земли- https://vk.cc/7u1Ncg) так что "невинной овечкой" его тоже не назовешь - вполне нормальный государственный деятель, которому в определенный момент не повезло.
С началом в 1939-ом Второй Мировой ситуация вокруг Ирана все больше накаляется - причем "многовекторно" - с одной стороны Британия начинает планировать бомбардировки советского Баку (т.к. СССР в то время поставляет ГСМ Германии), с другой немцы при показных дипломатических реверансах не особо заинтересованы в любых независимых государствах, особенно со столь сильными и давними позициями англичан. С третьей - СССР "голодными глазами" смотрит в сторону нефтяных месторождений и готовится воевать сразу и против англичан и против турок, а ведь есть еще та самая 6-ая статья договора 21-ого года... Однако, до июня 1941-ого шахскому правительству более или менее удавалось придерживаться политики нейтралитета. А вот после нападения Германии на СССР судьба молодого Ирана уже была практически решена…
Война и «Согласие»
Практически сразу после начала немецкого вторжения в СССР устанавливаются союзнические отношения между Британией и СССР - и уже вот тут можно считать, что шахский Иран был практически обречен на утрату суверенитета. Дело в том, что Иран постоянно лавировал между интересами британцев и СССР - взаимное недоверие двух держав практически гарантировало, что при попытке одной из них оккупировать страну - вторая ввяжется в конфликт. Если это будет Британия - то СССР с большой долей вероятности ссылаясь на договор 21-ого года и еще один от 27-ого - введет войска. В свою очередь обладающие крупными нефтяными (и не только) концессиями британцы не смогут допустить оккупации страны советскими силами, а потому наверняка вмешаются. Эта система должна была действовать до тех пор, пока Иран, с помощью немцев и других "нейтральных" иностранцев не станет настолько сильным, чтобы самостоятельно защищать себя от любых внешних нападок.
Все работало ровно до тех пор пока СССР и Британия не стали союзниками - после включения СССР в программу ленд-лиза нужны были коридоры для поставок продукции в Союз. Морской путь более выгодный, но менее надежный - шторма, льды и, конечно же, действия Германии на коммуникациях - все это осложняло поставки, как и не слишком развитая жд-сеть на советской территории (пропускная способность Транссиба все равно конечна). Нужны были альтернативные варианты и тут могла очень пригодится трансиранская железная дорога, законченная как раз в 1939-ом году (некоторые пишут, что само строительство жд-ветки продавливали англичане, но вовсе не для поставок в СССР, а сугубо для быстрой переброски войск к Каспийскому морю, в случае войны с СССР). Она позволяла безопасно перебрасывать грузы от портов Персидского Залива к портам Каспия, а там транспортировать их могли уже советские суда.
Препятствий для такого маршрута было сразу несколько: во-первых, формально Иран был нейтральной страной, а транзит военных грузов противоречит статусу нейтрала. Во-вторых, даже если шаха удастся убедить в том, чтобы предоставить свою транспортную сесть - пропускная способность инфраструктуры откровенно низкая. Для транспортировки тысяч тонн грузов необходима мало того что железная дорога, но нужны так же и склады, ангары, ремонтные и технические мастерские, а потом и развитая портовая инфраструктура. Заставить иранцев их построить в приемлемые сроки не представлялось возможным. В-третьих, ощутимое присутствие немцев и дипломатические контакты между правительствами Гитлера и Пехлеви - начиная от банальных диверсий на единственной железной дороге и заканчивая возможностью вступления в войну на стороне Германии. Перспектива поставить в страну тысячи тонн стратегических материалов, чтобы потом они оказались в руках союзника нацистов - вряд ли могла обрадовать заинтересованные стороны.
Собственно все лето на шаха Пехлеви оказывалось дипломатическое давление - от него требовали выслать всех немецких граждан из страны и согласиться с транзитом военных грузов. Правительство шаха последовательно отказывалось, попутно разжигая (или же не борясь с таковыми) антибританские настроения в обществе. Интересно, что даже сейчас в русскоязычных статьях на тему часть попадается информация о каком-то засилье немцев в Иране и о том, что это действительно была проблема, с которой стоило бороться. По факту наиболее вероятное число немцев в стране - около 1000 человек (3,5 тыс - максимум) - что было как минимум в 2 раза меньше количества британских подданных (и уж совсем фантастическими можно назвать цифры в 20 000 немецких военных тайно собравшихся в Иране - а ведь публикуют и не такое еще, но о байках позже). Так что не смотря на важность этого фактора - склонен считать, что это все же был в гораздо большей степени повод, нежели реальная причина вторжения. Но, так или иначе, не добившись согласия шаха дипломатическим путем, союзники решили добиться поставленных целей путем военным. Совместная операция получила имя «Согласие».
Советская сторона крайне основательно подготовилась к вторжению - из 4-х армий Закавказского фронта (командующий Д. Козлов - тот самый, что потом "прославится" в Крыму) были задействованы 2 (44 и 47-ая), а так же со стороны Туркмении участвовали части 53-ей армии (первого формирования). Позже в Иран будет введена часть 45-ой армии, которая будут находиться там до конца войны и даже позднее. Противопоставить этой мощи Иран мог всего несколько дивизий (от 5 до 9 в разных источника - разница, вероятно, пошла от того, что ожидая вторжения дополнительно были призваны в иранскую армию более 30 000 человек) - всего до 200 000 человек во всей армии, при том что со стороны Ирака, одновременно с советскими границу перешли британские войска (в том числе и индийские дивизии). Случилось это 25-ого августа 1941-ого года. Советские и британские самолеты наносили удары по пунктам дислокации иранской армии, а так же комбинированные бомбардировочно-агитационные налеты на города - чередуя сброс бомб и листовок. Советские пограничники обеспечивали уничтожение иранских коллег и содействие проходу войск через границу. Вдоль побережья войска поддерживала Каспийская флотилия. Британцы, со своей стороны, еще и в первый же день расправились с иранским флотом прямо в потру базирования.
Темп продвижения был крайне высокий - использовались танки и моторизированные части, крупные узлы сопротивления (вроде того же города Тербиз, который упорно сопротивлялся еще царским войскам) блокировались и обходились - затем обрабатывались авиацией и артиллерией. Иностранные источники связывают это еще и с тем, что якобы шах Пехлеви так и не отдал приказ об уничтожении важнейших мостов и другой транспортной инфраструктуры - якобы слишком дорого ее строительство обошлось Ирану. Однако, лично у меня сложилось впечатление, что даже если бы такой приказ и был - выполнять его было бы некому - расстройство систем связи, бегство старшего командного состава, пропаганда и стремительность продвижения РККА делали исполнение такого приказа проблематичным. Да и чтобы что-то взорвать нужно ведь иметь взрывчатку и знать как это делается... В общем есть множество примеров когда куда более современные и мотивированные армии оставляли противнику мосты неповрежденными, что уж тут говорить.
Иранцы пытались оказывать сопротивление и даже довольно активно пытались применять ту немногочисленную авиацию, которая у них была. Но большинство самолетов уничтожались на аэродромах, а те что уцелели — добивали в воздушных боях. Деморализованные и лишенные связи и снабжения части ничего не могли противопоставить современным механизированным армиям.
И тут, наверное, самое место для одной из классических баек, которые я так люблю. Рассказывает ветеран ВОВ Иван Мартынов, которого, по его словам, в составе группы из 200 человек выбросили на границе Ирана с советской Туркменией и поставили задачу — найти и разгромить аэродром, где базировались немецкие эскадрильи, готовые лететь и бомбить Баку.
"Самолеты все перекрашены в наши были — со звездами. Мы ударили из крупнокалиберных пулеметов. Первый самолет взорвался, и началось светопредставление. Все друг за другом начали взрываться", — вспоминает ветеран.
Ну, каково? Все заправленные стояли - ждали когда же десантники придут. Я даже догадываюсь откуда "ноги растут" - позднее через Иран шел огромный поток ленд-лизовских самолетов - многие из которых шли уже с нашими опознавательными знаками. Так что память вполне могла сохранить чужие самолеты с красными звездами. Ну а потом уже добавилось героики, куда уж без этого. В противном случае, так же как и в истории про 20 тыс немецких военных - нужно как-то объяснять куда все эти немцы делись, после внезапного наступления Союзников. И уж точно обе стороны не преминули бы показать на весь мир фото плененных на территории "нетрала" гансов и фритцев. Однако, вот как-то не сложилось с немецкими пленными.
Стоит заметить, что в Иране есть свои герои - которые якобы втроем держали целую советскую армию у важного стратегического моста - до тех пор пока не кончились снаряды. Что ж - у всех народов должны быть свои примеры героизма. Как часто бывает, героизму рядовых бойцов противопоставляется трусость и подлость командного состава - что генералы бросали свои части, вместо подвоза боеприпасов - использовали машины чтобы вывезти свои богатства, а некоторые и вовсе так любили англичан, что предавали свои части и подставляли их под удар или приказывали разойтись. Восток дело, конечно, тонкое, но подозреваю, что в последнем случае вероятнее всего речь идет о попытках командиров, которые не могли не видеть бессмысленность сопротивления - сберечь людей сдаваясь в плен или пытаясь выйти из окружений. Но тут могу ошибаться - проверить "с моего дивана", возможным не представляется.
Так или иначе - к 27-28-ому числам организованное сопротивление в основном сломлено, а армия в целом разбита, не смотря на то, что остатки войск еще стягиваются для обороны Тегерана. Под жесточайшим давлением Реза Пехлеви меняет правительство и новый премьер-министр 29-ого числа официально прекращает боевые действия против Британии, а 30-ого и против СССР. Иранцы соглашаются на высылку всех немецких граждан (и союзных им стран) - большинство покидает страну через турецкую границу. К середине сентября союзники все же выбирают более кардинальный способ решения иранской проблемы - войска входят в Тегеран, шаха Резу Пехлеви вынуждают отречься от престола в пользу сына, а потом и вовсе вывозят из страны в Южную Африку. После такого поворота иранские власти становятся "на все согласные" и непосредственно боевая часть операции "Согласие" заканчивается. Начинается период оккупации страны.
Оккупация и ленд-лиз
После завершения основной войсковой операции по "принуждению к сотрудничеству" начался не менее (а может и более) важный этап - создания инфраструктуры обеспечения транзита ленд-лиза. Фактически, в кратчайшие сроки были достроены и расширены необходимые перегоны железной дороги для непрерывного сообщения по ветке Персидский Залив - Каспий. С южной стороны строительством инфраструктуры занимались сперва британцы, но т.к. их сил не хватало (а так же из-за полноценного включения США во ВМВ) постепенно их сменили специалисты из США. Они не только занимались расширением пропускной способности портов, но и развернули сборочные предприятия по всей территории Ирана. Суть их была в том, что выгоднее было везти не готовые грузовики или самолеты, а своеобразный конструктор - наборы запчастей и агрегатов, а собирать их уже на месте.
Дошло до того, что за время войны в Иране было собрано более 100 тысяч американских грузовых автомобилей (что всего в 2 раза меньше, чем количество собранных в самом СССР), и даже появился "маленький Детройт". Общее количество американских специалистов и военных достигало 30 тысяч, при этом американцы особо подчеркивают, что у они заключили отдельное соглашение с правительством и потому они как раз в оккупации не участвовали. Наши историки и публицисты, ссылаясь на официальные сводки того времени и на ст.6 договора от 1921-ого года, тоже говорят, что с нашей стороны все было совершенно законно и только Черчилль в мемуарах честно писал, что это была военная необходимость и действия были вопреки праву, но иначе было нельзя.
Его позиция наиболее мне близка, т.к. советско-иранский договор предполагает вполне себе объективные критерии для возможности вступления советских войск в Иран. И наличие путь даже не мнимых, а реальных немецких диверсантов - это не совсем тот повод, а уж тем более нельзя считать легитимным поводом "опасность военного переворота, в результате которого к власти могли прийти сторонники нацистов" - подобное может стать причиной вторжения, но не его оправданием. Позиция американцев ничуть не лучше - как-будто у Ирана был выбор - давать разрешение на размещение специалистов из США или нет. Совершенно понятно, что после устранения шаха-отца у сына никакой возможности сопротивляться не было и подписание той или иной бумаги было простой формальностью. Я очень далек от осуждения, скорее наоборот, но на факты лучше смотреть беспристрастно - если официальным лицам позволительно придерживаться некоей устоявшейся версии, банально чтобы не последовали иски для компенсаций, то историки могут себе большее позволить, на мой взгляд.
Немаловажным фактором в оккупации, особенно на первоначальном этапе стал выкуп и изъятие зерна советскими войсками - продовольствие требовалось как на содержание самих войск, так и для нужд воюющего СССР. И без того неблагополучная в экономическом отношении страна начала испытывать из-за оккупации все больше трудностей - вся транспортная сеть была подчинена нуждам транзита, а местная власть, по вполне понятным причинам все хуже управляла вверенными территориями - видя слабость центрального правительства. В итоге начались перебои с продовольствием, что привело к выступлениям населения и даже бунтам, которые подавлялись властями. Наиболее отметились кайшкацы (одна из народностей) - им удалось в 43-ем даже разбить правительственные силы в свое регионе - что привлекло к ним пристальное внимание немцев. Они даже запустили целую спецоперацию - "Француа", которой занимался сам Скорцени - по заброске к мятежному племени своих агентов. Как утверждают западные исследователи операция закончилась полным провалом - 6-7 эсэсовцев высадились на юге с оружием и золотом - чтобы подбить кайшкайцев на борьбу, но как только золото у них закончилось - те сразу выдали их англичанам. Примерно так же закончилась история с попыткой немцев устроить диверсию во время Тегеранской конференции - агентов приходилось забрасывать с парашютами и все это тоже печально для них закончилось. Эти истории еще раз показывают, что говорить о каком-то засилье немецких шпионов - довольно трудно. Альтернативная версия - фантастическая результативность спецслужб Союзников после оккупации, что сеть пришлось почти полностью забрасывать извне.
Положительным моментом (для Союзников, естественно) развала экономики была возможность найма огромного числа рабочих для нужд транзита. Иранцы были готовы работать фактически за миску еды и питьевую воду, что конечно упрощало многие моменты, особенно в прибрежных зонах. Дело в том, что многие иранские порты на юге не могли принимать крупные транспортные суда - они банально не могли подойти к берегу из-за мелководья - приходилось перегружать ящики на парусные суда прямо в море, а потом, силами все тех же иранских грузчиков - выгружать их на берег. В итоге в кратчайшие сроки были прорыты каналы и созданы полноценные причалы - чтобы корабли могли разгружаться напрямую. Примерно тоже самое происходило и в советской зоне на берегу Каспия - углубление портов, строительство дорог, складов и прочей инфраструктуры. Постепенно местных стали нанимать и как водителей для перегона автотехники, т.к. "варягов" на все сразу не хватало.
Объем переправляемых грузов постоянно возрастал - если в первые месяцы начала транзита это было 10 тыс. тонн, то через год уже 30 тыс. тонн, а к маю 43-его - 100 тыс. тонн в месяц. Всего через Иран прошло 8 млн тонн грузов (из них более 4 млн - американская помощь), правда в данное количество не включаются шедшие своим ходом самолеты и наоборот - включены не только грузы в СССР, но и материалы на строительство и содержание самого маршрута, на обеспечение английских войск и на нужды самого Ирана, который в 43-ем году объявил таки войну Германии и ее сателлитам (хотя и в боевых действиях участия не принимал). Суммарно поставки в СССР через "иранский коридор" составили более 26% от общих поставок по ленд-лизу, что уступает только поставкам через Дальний Восток (и превосходит объем поставок северными конвоями, про которые у нас известно гораздо больше, чем про все остальные маршруты).
Наиболее сложным для трансиранского маршрута можно считать 42-ой год - когда немцы вышли к Сталинграду, а местами и к Каспийскому морю - кроме того что под ударами авиации оказались суда и корабли идущие по морю, так еще и была перерезана железная дорога, по которой с Кавказа уходили грузы дальше в Союз. В тяжелейших условиях пришлось прокладывать железнодорожную ветку вдоль Каспия - пишут даже что шпалы и рельсы укладывались буквально на землю. Кроме морского маршрута использовали так же все доступные дороги ведущие как в Закавказье, так и в Среднюю Азию - поставленные и собранные в Иране грузовики забивались под тент необходимыми грузами и своим ходом по горам и пустыням шли к пунктам назначения, что тоже было вовсе не так просто, как может показаться. Нашелся даже американский военный мультфильм, неплохо отражающий быт тех кто строил и пользовался тарансиранским коридором.
YouTube4:51Американский агитационный мультфильм, показывающий все трудности трансиранского маршрута. Неплохо передает реалии тех дней
Еще во время войны СССР, США и Англия уверяли иранское правительство в том, что не позднее чем через 6 месяцев после окончания войны войска будут выведены из страны. Но когда война в Европе завершилась одна из стран не особо-то собиралась начинать вывод своих сил... Догадываетесь какая? Возможно еще затрону и эти события, но там история скорее напоминает политический детектив.
В целом же можно сказать, что не смотря на лишения и временную потерю суверенитета страна от оккупации союзниками в целом выиграла — самостоятельно Иран не смог бы завершить такое количество инфраструктурных объектов в столь короткий срок. Помимо развитых путей сообщения остались мощности сборочных производств, на которых уже стали работать местные кадры. Экономика получила мощный толчок, который был оплачен и технически обеспечен извне. С другой стороны, хотя британские войска и покинули страну в марте 1946-ого, контроля за самыми прибыльными отраслями экономики, включая нефтедобычу, они не потеряли, что постоянно сказывалось как на экономике, так и на политике страны и, во многом, привело к тому Ирану, который мы знаем сейчас.
#восток@vzbyorient
#история@vzbyorient
#СССР@vzbyorient
#ВОВ@vzbyorient