В Москве на трудового мигранта из Узбекистана 24-летнего Актама Ахметова, раненного полицейским в спину при задержании, заведено уголовное дело по статье 318 (Сопротивление сотруднику полиции). Узбекистанцу, который после этого случая остался без правой почки, угрожает тюремное заключение, пишет «Новая газета».
Инцидент произошел в районе Косино-Ухтомский Восточного административного округа Москвы. 20 марта Актам Ахметов отметил с родственником Навруз (мусульманский новый год), поехал кататься на машине со своим дядей Жамшидом Мадиевым и его знакомым и попал под полицейскую облаву, в ходе которой его задержали и избили. События того дня он помнит нечетко, поскольку был пьян и к тому же не понимал, что от него хочет полицейский, потому что закончил узбекскую школу и плохо говорит по-русски.
Согласно показаниям полицейского Байкова, он увидел на автостоянке двух людей, ворующих аккумуляторы с грузовиков, и попытался их задержать. Ахметов, по словам полицейского, оказал сопротивление. По его словам, мигрант «был физически развит, обладал навыками рукопашного боя», скинул его и ударил кулаком в голову, а затем начал душить. Полицейский, как говорится в материалах дела, вынужденно выстрелил в задержанного, чтобы пресечь его попытку завладеть табельным оружием. Ахметов поднялся и побежал, но через 100-200 метров остановился и облокотился на забор, возле которого его удалось задержать.
Сам Ахметов утверждает, что не сопротивлялся при аресте и в момент задержания даже не понимал, что происходит. По его словам, полицейский достал пистолет, приставил ему к голове и «сказал идти к нему». «Расстояние между нами было два-три метра. Он пятился назад, сказал не приближаться. Пистолет был наставлен на меня», — рассказал мигрант. Затем полицейский споткнулся, мигрант решил убежать, и полицейский, по словам мигранта, без предупреждения выстрелил ему в спину. Пуля попала в спину и вышла из брюшной полости.
В полиции Ахметов подписал показания, не читая, поскольку читать по-русски не умеет. В ту же ночь за кражу аккумуляторов были задержаны знакомые Ахметова, которые повезли его кататься на машине. Согласно протоколам допроса Артура Мадиева и его друга, Ахметов знал о предстоящей краже и «следил за обстановкой», пока они вдвоем свинчивали аккумуляторы. По словам адвоката Ахметова Шухрата Хамракулова, те тоже подписали протоколы, не читая, а позже утверждали, что не говорили об участии Ахметова в этом деле.
Раненого Ахметова отвезли в больницу №70 в Новогиреево, где ему удалили почку. Под охраной полиции он пролежал в больнице неделю. По его словам, он лежал привязанный к кровати и «не мог даже почесаться». «Они издевались над ним, на видео снимали. По ночам смотрели с громким звуком кино и музыку, не давали спать, отвечая ему: «Мы же из-за тебя не спим», — рассказал адвокат Хамракулов, которого допустили к задержанному 26 марта.
В Перовском районном суде Ахметова приговорили к аресту, поскольку у него не было регистрации, и судья решил, что он скроется от следствия. Ахметова в тяжелом состоянии отправили в СИЗО «Матросская Тишина», где есть больница. Через неделю его перевели в обычное СИЗО №4 в Медведкове в общую камеру с 26-ю соседями. Там перевязки ему приходилось делать самостоятельно, у него начались спаечная болезнь кишечника и нагноение раны, за которыми последовал приступ аппендицита с осложнением. 14 мая Мосгорсуд пересмотрел решение нижестоящего суда и поместил Ахметова под домашний арест, из дома его сразу госпитализировали в Городскую клиническую больницу имени Юдина. Сейчас мигранта выписали, но он ездит в больницу на перевязки.
Следствие по делу о краже аккумуляторов завершено, суд должен начаться в июле, если прокуратура не вернет дело на доследование. Защита мигранта пытается доказать, что полицейский применил оружие неправомерно. «Даже если и была кража, то это средней тяжести преступление, тем более покушение на него, а сотрудник имеет право стрелять только в момент совершения тяжкого или особо тяжкого преступления», — заявил адвокат. В Следственном комитете отказались возбуждать дело против полицейского.
Ахметов в Самарканде окончил колледж и выучился на скульптора, а в Москве, куда он приезжает уже десятый год, работал маляром. Он отец двоих детей, его жена сейчас беременна третьим. Мать Ахметова, у которой он единственный сын, — инвалид второй группы.