Полиции придется убраться с таможенных пунктов, ведь генпрокурор заявил о незаконности их пребывания там. А инициативу применить на таможне армию подняли на смех эксперты. Они видят борьбу за влияние на таможню между Главой государства, которого представляет генпрокурор с одной стороны, и министром внутренних дел, а также главой правительства – с другой.
Ответный удар Порошенко
Генпрокурор Юрий Луценко заявил, что в соответствии с Таможенным кодексом, силовики не имеют права вмешиваться в работу таможни. Там имеют право находиться только таможенники.
«Согласно Таможенному кодексу, на территории таможни не имеет права находиться никто, кроме таможенников. Ни СБУшники, ни полицейские, ни прокуроры, ни даже народные депутаты. А если они даже туда зашли, то не имеют права совершать никаких действий», - заявил Луценко во время встречи Президента Петра Порошенко с представителями бизнеса.
Напомним, что 20 июня Кабмин утвердил план действий по борьбе с контрабандой и теневыми схемами на таможне, который предусматривает контроль на таможенных пунктах со стороны сотрудников МВД и Нацполиции.
Политический эксперт Валерий Дудко констатирует усиление конфронтации между Главой государства, которого представляет генпрокурор с одной стороны, и министром внутренних дел, а также главой правительства – с другой.
«Заявление Луценко об отсутствии необходимости присутствия силовиков на таможне – это продолжение той конфликтной ситуации, которая всегда существовала между Арсеном Аваковым и Петром Порошенко», - сказал он.
Эксперт отмечает, что «расширение любых полномочий МВД для Луценко воспринимается болезненно», но в ней замешаны многие «пограничники, таможенники, СБУ, а теперь еще и МВД – то есть, все силовые структуры».
Дудко считает, что президентская сторона в лице Луценко напомнила о себе в контексте борьбы за влияние на таможню. «Заявление Луценко …повышает уровень Генпрокуратуры в роли надзорного органа», – подчеркнул эксперт.
Отметим, что на заседании правительства 4 июля премьер-министр Владимир Гройсман пригрозил военным вмешательством торговцам, которые отказываются растамаживать товары, и допустил проведение военных учений в Черном море, где на рейде стоят суда с контрабандой.
«Недолго ждать того дня, когда я обращусь к Вооруженным силам Украины провести где-то там поблизости учения. Я честно могу вам сказать, нельзя этого терпеть», — сказал Гройсман
Глава МВД Арсен Аваков при этом отметил, что 4 тысячи контейнеров стоят сейчас в нейтральных водах. «4000 контейнеров стоят в нейтральных водах и не заходят, и не растамаживаются».
Экс-глава Государственной таможенной службы Украины Анатолий Макаренко заявил в СМИ, что активность правительства относительно борьбы с контрабандой привела к тому, что все стороны заняли выжидательную позицию. В результате таможня не смогла выполнить план, поставленный на июнь 2018 года.
«Правительство пытается играть красивую игру. Это понятно – денег в бюджете нет. Они хотят закрыть эту дыру сказками о боевых кораблях», - сказал он.
«Так балуются только мальчики»
«Заявления премьера о применении ВСУ для борьбы с контрабандой просто смешны. Так балуются только мальчики, ни дня не служившие в армии. Им нравится играть в войну, которой они насмотрелись по телевизору», - подчеркнул Анатолий Макаренко.
У него вызывает сомнение информация о кораблях в нейтральных водах с 4 тыс. контейнеров, о которых заявил глава МВД. Дескать, нужно учитывать, что фрахт корабля дорого стоит, а владельцы несут издержки от долгого стояния на рейде. Не исключено, что на судах таки имеются контейнеры.
Но, груз на судах самый разный. «Приехали товары и «белые», и «серые», и контрабандные. Удерживать все корабли – просто чушь. Исключение могут составить маломерные корабли с каким-то барахлом. Но это лишь частные случаи. Да и не может там быть 4 тыс. контейнеров. Скорее всего, они уже находятся в порту»,- заявил в СМИ Макаренко.
Экс- глава Государственной таможенной службы видит проблему в том, что владельцы грузов не спешат проходить таможенное оформление, ведь тогда придется заплатить большие деньги. «Они готовы платить налоги, но хотят, чтобы это делали все. Чтобы правила игры были равными для всех. Если властям удастся создать такие условия, картина изменится. Бизнесу просто деваться некуда будет», - рассудил он.
Отметим, что Кабмин внес на рассмотрение в Верховную Раду законопроект относительно криминализации контрабанды. Предлагается ввести уголовную ответственность за контрабанду товаров в крупных размерах и лишать правонарушителей свободы сроком от 3 до 7 лет.
Повторное нарушение предусматривает лишение свободы – от 5 до 12 лет с конфискацией имущества. Если преступление будет совершено организованной группой, срок заключения увеличится до 15 лет с конфискацией.
Уголовная ответственность существовала до 2012 года, но затем была заменена штрафами и конфискацией товара.
За усиление ответственности выступает министр внутренних дел. Он считает, что таким образом можно заполучить в бюджет 4 млрд долларов. «Государственный бюджет Украины у нас 991 млрд гривен. План 2018 года от таможни - 343 млрд гривен. А мы тут рассчитываем, что у нас за счет контрабандных схем от 70 до 100 млрд гривен теряется, то есть 4 млрд долларов», - подсчитал Аваков.
Но эксперты скептичны. Журналист Юрий Бутусов отмечает, что ранее борьба с контрабандой находилась под контролем исключительно главка «К» Службы безопасности Украины. «В наших реалиях это привело к тому, что СБУ с помощью агентуры и сбора компромата на таможенников полностью взяло под контроль все потоки импорта и экспорта самых ходовых товаров», - полагает он. А поскольку СБУ - вотчина Президента, Бутусов считает, что Владимир Гройсман «схлестнулся с Президентом Петром Порошенко в борьбе за таможню».
Журналист полагает, что Гройсман решил открыто вступить с Президентом в борьбу за власть и за контроль финансовых потоков. А опирается он на поддержку министра внутренних дел Арсена Авакова, «которого Порошенко считает одним из своих главных оппонентов».
«Накануне выборов партнерские отношения между Порошенко и Гройсманом разорваны», - констатирует Бутусов.
Отметим, что правительственный законопроект об уголовной ответственности за контрабанду не был внесен в повестку дня сессии. Депутаты его не поддержали.
А теперь, генпрокурор Юрий Луценко выступил против инициатив силовиков. Он заявляет, что на таможнях нужно создать аналитические центры.
«Я подчеркиваю: таможня должна получить руководителя, восстановить аналитические службы, поставить электронные сканеры, восстановить взаимодействие с нашими партнерами по бизнесу, и нужно прекратить ввод туда спецназа любого цвета», – сказал генпрокурор.