Уголь уже давненько потерял своё топливное первенство, но продолжает быть важным ресурсом для металлургии и его добыча активно продолжается. В поисках угля горняки забираются даже туда, где помимо снега есть только снег.
Весь вопрос, стоит ли овчинка выделки?
Есть, пожалуй, несколько причин, по которым люди едут добывать уголь на Таймыр, в районы Карелии, Якутии, Камчатки, Забайкалья и в другие «особо северные» регионы. И нет, это не первые признаки безумия, просто в районах со сложными климатическими условиями уголь всё ещё есть. И в значительном количестве.
А так как уголь люди добывали очень давно, в некоторых местах запасы уж поистощились.
Самый яркий пример — японский город Хасима, ранее располагавшийся на одноимённом острове. Та территория была очень богата этим ископаемым. Начиная с 1930-х годов, город считался одним из самых густонаселённых в мире, в том числе за счёт добычи угля. И когда к середине 1970-х ископаемое там закончилось, люди покинули город.
А в труднодоступных местах угля ещё предостаточно, до них просто не успели добраться. Если бы ещё лет 50 назад кто-нибудь заикнулся бы о добыче угля открытым способом в глубокой Сибири или на Крайнем Севере, все бы очень засомневались в его умственных способностях и заподозрили хворь душевную за персонажем.
Однако, в регионах со сложными условиями находятся одни из самых богатых залежей угля. И дополнительный важный момент в том, что «северный уголь» зачастую имеет исключительное качество.
Например, месторождение Лемберовское в Таймырском угольном бассейне сегодня является одним из крупнейших мировых месторождений антрацитного угля.
Добычей этого вида угля на Крайнем Севере сегодня занимается «Арктическая горная компания».
Ещё целый ряд компаний ведут добычу в регионах с тяжёлыми климатическими условиями. Это компании «СУЭК», «СДС-Уголь», «Русский Уголь», «УК «Кузбассразрезуголь», «Колмар», «Востсибуголь», «Мечел», «Сибирский Антрацит» и другие.
Другой момент, что добыча угля в сложных климатических условиях значительно сложнее.
«Добыча угля в регионах с тяжёлыми климатическими условиями требует больших вложений. Для эффективной работы на таких территориях необходимы надёжная техника, квалифицированный персонал и повышенное внимание к безопасности проведения горных работ.
И при этом стоит помнить, что угольная отрасль высоко инерционная, и поэтому все инвестиции окупаются достаточно долго. Но это всегда работа на перспективу и в интересах общества: развитие промышленности в регионах со сложными климатическими условиями, создание новых рабочих мест в таких регионах. И что важно, глобально мы видим, что мировой спрос на уголь остаётся стабильно высоким, не стоит ждать полной декарбонизации экономики. Крупными потребителями нашего, в том числе «сибирского» угля, являются Польша, страны Прибалтики, некоторые страны Европы, Япония, Китай, Тайвань.
Плюс, угольная отрасль в нашей стране не забыта, над её развитием работает государство. Например, на уровне Минэнерго сегодня обсуждаются перспективы создания новых центров угольной промышленности на Дальнем Востоке, которые позволят приблизиться к портам и снизить логистические издержки. Благодаря этому наш российский уголь может стать ещё более конкурентоспособным на мировом рынке», — отметила руководитель пресс-службы компании «Русский уголь» Мария Бубнова.
Однако специалисты отмечают, что зачастую высчитать окупаемость непросто из-за уникальности каждого проекта.
«Северная» техника
Без специальной техники добыча угля в тяжёлом климате невозможна. Температуры бывают разные и часто превышают -50 °C. Поэтому необходимо приобретать технику «в арктическом исполнении», как говорят специалисты. Машины такого рода оснащают дополнительным отоплением кабины, более прочными рукавами высокого давления, двойным остеклением кабины и не только.
Но техника зачастую перестаёт функционировать из-за аномально холодной погоды. Например, выходят из строя некоторые узлы и агрегаты, что приводит к простоям и, соответственно, уменьшению объёмов вскрыши и добычи.
В таких случаях часто приходится нести дополнительные расходы на оплату услуг слесарных групп и подрядных организаций по обслуживанию техники. Или организовывать на месте ремонтные цеха.
«У каждой техники есть какой-то определённый температурный предел, после которого она не может функционировать. И когда климат на разрезе достигает этих температур, мы можем временно приостановить её эксплуатацию, делать более частые остановки. Потому что такая техника достаточно дорогостоящая и должна служить максимальный срок без поломок. План потом навёрстывается за счёт увеличения темпов добычи в более благоприятных условиях.
Вообще, в таком климате к технике необходимо относиться особенно ответственно. Наши горняки бережно обращаются с машинами и проводят ежедневные осмотры, чтобы вовремя обнаружить некую проблему. А плановые предупредительные ремонтные работы мы проводим всегда.
"На каждом предприятии у нас есть свои ремонтные отделения.
А в «Амурском угле» есть целый ремонтно-механический завод, на котором работает несколько сотен человек. Они могут отремонтировать даже гигантские шагающие экскаваторы-драглайны.
Ремонтный цех есть и на разрезе «Степном», там можно ремонтировать и сложные двигатели гидравлических экскаваторов", — уточнила Мария Бубнова.
Закупить специальную технику, которая бы бесперебойно работала в аномальные морозы — это полдела. Дополнительная проблема — глубина залегания. На многих северных месторождениях очень высокая глубина добычи. Например, в Печорском бассейне она составляет около 300 метров, а угли имеют среднюю мощность пластов 1,5 метров.
Пласты подвержены проседанию и изгибу, из-за чего увеличиваются затраты на извлечения угля. Разработки угольных пластов вообще занимают много времени, а как говорится, время — деньги. Например, разработка пласта высотой около 4 метров, шириной 250 метров и протяжённостью 3 километра занимает от 8 месяцев до года. Примерно столько же времени нужно на подготовку для работы смежного пласта.
И эти моменты могут возникать в том числе из-за одного значимого явления.
Руководству также стоит помнить, что в подобных условиях тяжело не только технике, но и в первую очередь людям. Поэтому зарплата для таких работников должна быть соответствующая, с необходимой «северной надбавкой». Также сотрудникам должны быть обеспечены необходимые условия работы и проживания.