Найти тему
НАШИ НРАВЫ

ЗА БОРТОМ ФОРМАТА

В утреннем эфире на «Пятом» канале не так давно увидела Сергея Волчкова, современного исполнителя, победителя шоу «Голос». Навскидку не вспомню, какого именно сезона (за шоу не слежу). Ведущие утренней программы (вроде «Доброго утра») пригласили певца в качестве гостя. Он пел (на мой взгляд, профессионально), тонко шутил и в ответ на вопрос ведущей: «Есть ли у вас новые песни?» так просто, открыто, скромно, честно, без толики претензий к кому-то и негодований сказал: «Да, конечно. Для меня Александра Пахмутова написала недавно новые песни. Другое дело, что вы не сможете услышать их на радио – их просто не возьмут. Они – не формат. Эти песни можно услышать только на моих сольных концертах». Ответил без пафоса. Спокойно. С достоинством. Словом, высококультурно.

Я пользуюсь общественным транспортом ежедневно. И потому – давно вынужденно знаю, что в формате современных музыкальных радиостанций. Водители часто слушают радио, невольно заставляя слушать его и пассажиров. За годы передвижения в городских автобусах и маршрутных такси я привыкла ко многому. Ну, например, в приблизительной хронологической последовательности: «Мама Люба, давай-давай…», потом «танцуй Россия и плачь Европа, а у меня самая-самая красивая …опа», потом чуть позже «на лабутенах, нах. И в о…уительных штанах…», и из последнего: «цвет настроения синий, внутри мартини, а в руках бикини»… Уже долгие годы в салонах изо дня в день все это скрипит, сипит, скрежещет и вызывает ощущения хуже, чем когда скоблишь ногтями по стеклу, откусываешь кусок мела или лечишь кариес без наркоза.

О вкусах не спорят – могут напомнить мне. Кому Волчков с песнями на стихи Пахмутовой, а кому – «цвет настроения синий». Каждому свое – это да. Но в данном случае я не о вкусах. Я о профессионализме, который никто не отменял (не в силах отменить!). Просто он остался за бортом. За бортом формата. Сила голоса, диапазон, вариативность, смысл – без этого исполнителя не назовешь профессиональным. Никогда. Ни в какую эпоху. Просто в одну эпоху профессиональный равно популярный, форматный, или – по мне так, лучше сказать – неотъемлемый для того, чтобы получить «пропуск» на массовую публичную площадку. Для такой эпохи профессиональный – значит ценный. В другую эпоху, как оказалось, профессионализм не востребован на публичной «арене». Его не хватают за руки и за ноги: мол, придите, покажите, исполните… Он выброшен за борт корабля: плыви и карабкайся сам вместе со своим тембром, диапазоном. Выброшен без спасательной шлюпки («Ты нам не нужен! Нам нужен формат!»). А корабль захватили не имеющие к профессионализму никакого отношения. Его захватили «лабутены», «мамы Любы» и «красивые …опы»… В таком составе корабль поплыл…

И это не только в эстрадной музыке. Читаю пост пользователя Faсebook о кинематографе: «…Не могу смолчать – распирает. Я путаю двух актеров, смотря телевизор. Это Иван Охлобыстин и Дмитрий Нагиев. Меня они раздражают, пугают, разочаровывают. Смотрю вокруг и вижу охлобыстиных и нагиевых - циничных, наглых, стёбных, крикливых… Ну, лично мне, если интересно кому-то, нравятся Вячеслав Тихонов и Олег Янковский. Вот как представлю Нагиева в роли фулюгана деревенского Матвея Морозова из фильма "Дело было в Пенькове", так и - не могу представить!...». Это тоже не о вкусовщине. Это – о профессионализме. Автор цитируемых слов прав: нельзя представить названных актеров в роли Матвея Морозова. Диапазона бы не хватило. Вариативности. Мастерства. В то время как Тихонов или Янковский в два счета смогли бы сыграть доктора Быкова из «Интернов». Смогли бы, да не стали. Потому что профессионализм – это ко всему прочему еще и смысл, и высокая планка. От смысла и высокой планки профессионал не отказывается. Не за это ли он оказался там – за бортом большого корабля?..

Пестреет и пестреет состав выброшенных. В сферах, которые в обществе напрямую не ассоциируются с творческими, тоже довлеют свои форматы. Поделюсь одной известной мне историей. В городской поликлинике работал много лет врач. Работал самоотверженно и страстно, применяя новые технологии, новые методы лечения. Работал на результат. Брался за сложные случаи. Были к этому доктору на прием большие очереди, потому как сарафанное радио разносило: «Если бы не он, не знаю, что бы со мной стало…». К другим врачам этой же поликлиники очереди не выстраивались. В городе началась оптимизация в сфере здравоохранения. И – доктор-спаситель был выведен за пределы штата. Его методы и его специальность по новым стандартам не вошли в перечень обязательных…

Режиссер Лев Додин в одном из интервью поделился мыслью: «Если бы сцена была толщиной с проволочный канат для циркача, то желающих ходить по ней было бы гораздо меньше». Но сцена – не канат. Не канат ни политика, ни журналистика, ни литература, ни медицина, ни образование… Корабль переполнен. На борту все больше – форматных. Всё меньше – профессиональных. Сколько еще суждено плыть кораблю с таким пассажирским составом? Не создали ли мы «Титаник» нашей эпохи? Рано или поздно корабль без профессионалов на борту всё равно уйдет ко дну. Не виной ли тому окажутся наши нравы?

Ольга Графт

Если вам понравился этот текст, вы можете поделиться им в социальных сетях, подписаться на канал и поддержать автора, кликнув на значок "нравится".