Найти тему
Буддизм.ru

Обещание Бодхисаттвы

Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тринле Тхае Дордже

17 марта 2006 года, на следующий день после инаугурации Ступы Лхабаб в Валле де Браво (Мексика), Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тринле Тхае Дордже вернулся к Ступе, чтобы дать Обещание Бодхисаттвы. Перед тем как начать церемонию, Кармапа объяснил важный смысл Обещания.

Обещание Бодхисаттвы — это один из многих путей, которыми мы можем следовать, чтобы прийти самим и привести других к состоянию окончательного счастья.

У всех есть потенциал и способность быть великими Бодхисаттвами. Однако зачастую, не имея подходящих условий, мы не можем реализовать эту возможность. Нам мешают негативные факторы — такие, например, как подверженность эмоциям. Следуя за своими чувствами, мы отдаляемся от великого пути Бодхисаттвы. Мы не осознаем, насколько тяжело получить эту драгоценную возможность.

Нынешнее существование — одно из бесчисленных в череде наших перерождений. И среди всего этого множества жизней человеческая — та, которая в настоящий момент есть у нас, — самая-самая драгоценная, потому что мы можем воспринимать Дхарму и практиковать путь Бодхисаттвы. Вот почему в буддийских терминах наша жизнь именуется «драгоценным человеческим сосудом» или «драгоценным человеческим рождением». Это воплощение действительно бесценно — просто потому, что мы способны обладать мудростью и сочувствием, которые открывают нам путь Бодхисаттвы. У обитателей других миров (таких, например, как мир животных) тоже есть своеобразные интеллект и мудрость, но это не может сравниться с сочувствием и мудростью, которые способен развить человек.

Возможно, вам знакомы и другие сферы существования, такие как мир голодных духов и состояния ада. Эти миры являются результатами наших позитивных и негативных действий. Они существуют из-за определенных причин, а не потому, что их создал кто-то всемогущий. Любые переживаемые нами результаты — позитивные или негативные — проистекают из наших собственных действий и мыслей. Повторю еще раз: наше драгоценное перерождение — великий инструмент и возможность развивать любящую доброту, сочувствие и мудрость.

Будучи живыми существами, мы естественно стремимся к счастью и хотим избежать страданий. Но из-за запутанности, обусловленной негативными эмоциями, мы чаще выбираем неправильный путь. Причина этого — в нашей привычке воспринимать свое существование как постоянное; мы видим себя неизменными. Здесь мы совершаем первую ошибку. Мы непостоянны, так как наша и все остальные формы существования возникают на основе закона причины и следствия. Цикл рождений, называемый сансарой, на самом деле является совокупностью всех негативных обстоятельств.

Для того чтобы двигаться к абсолютному счастью и действительно избегать страданий, мы должны понять — что именно является нашей природой. Это вопрос, который следует задавать себе постоянно. Говоря очень упрощенно, наша природа — это сочувствие и любящая доброта. А для того, чтобы применять сочувствие, нам необходима еще и мудрость. На этой основе мы сможем развить Бодхичитту, Просветленный настрой.

Мы все находимся в различных состояниях, переживая негативные эмоции или их результаты. Это происходит из-за нашей запутанности. Путь к победе над неведением заключается в развитии мудрости. Смысл этого пути в том, что мы должны совершенствовать свое знание и понимание Дхармы до тех пор, пока однажды не сможем отпустить свое эго.

Лучший способ справиться с эго — понять природу негативных эмоций. Если вы станете внимательно наблюдать за собой, то обнаружите, как много мешающих чувств у вас есть. Считается, что их около 84 000. Все эти эмоции можно разделить на три категории. Мы слышим о них каждый день, они имеются в каждой культуре и каждом языке. Но поскольку наши культуры, языки и менталитет отличаются друг от друга, мы по-разному понимаем суть этих трех видов беспокойств. В буддийских терминах первый вид называют привязанностью, второй — гневом, третий — неведением.

Под привязанностью подразумевается привязанность к самому себе. Мы воспринимаем себя как физическую форму, называя «собой» свое тело. Также «собой» мы считаем наши мысли, интеллект. Мы полагаем, что, если заботиться о своей физической форме и удовлетворять все ее потребности, это принесет нам счастье. Но на самом деле никакого счастья это не дает. Напротив, мы все больше служим своей физической форме. То тело, которое у нас есть сейчас, является результатом преимущественно смешанных и отчасти негативных действий.

Из-за привязанности мы считаем свою физическую форму и свое эго постоянными и идеальными. Мы убеждены в том, что во многих отношениях мы намного лучше всего и всех. Привязанность заставляет нас естественным образом проявлять свои негативные эмоции. А когда у человека складываются условия для созревания одной эмоции, за ней следует все ее семейство.

Вторая мешающая эмоция — гнев, или злость. Гнев абсолютно точно является одним из самых мощных негативных чувств. Все они очень сильны, но гнев не только создает вредные впечатления, он еще и очень разрушителен. Например, даже после того, как мы дали обещание Бодхисаттвы или вступили на путь Бодхисаттвы, некоторые трудные обстоятельства все еще могут всплывать. Если в такой момент нам недостанет осознавания или осторожности, мы легко пойдем на поводу у мешающих эмоций. Если эта эмоция — ненависть и если вы направляете ее на другое существо, то вы совершите очень вредное действие. Всего одним мгновением гнева можно полностью разрушить самый корень своей Бодхичитты.

Некоторые из нас давали Обещание Бодхисатвы и вступали на путь Бодхисатвы во многих предыдущих жизнях. Но из-за одного такого момента гнева (даже со всей позитивной заслугой, которую мы накопили, со всей тяжелой работой, которую проделали) мы можем потерять все хорошие накопления, и нам придется начать с нуля. Поэтому каким бы важным ни казался повод впасть в гнев, мы никогда не должны этого делать. Действовать под влиянием гнева или утверждать, что мы должны переживать его, — всегда плохая идея. Это нужно понять.

Последняя из трех главных мешающих эмоций — неведение. Это основа всех негативных состояний. Можно сказать, что именно оно является корнем сансары. Плюс ко всему неведение — это эмоция или мысль, которая ослепляет нас и не позволяет понять суть явлений. Природа сансары очень глубока. Она за пределами наших сегодняшних представлений. Осознавая сущность этих трех эмоций, мы развиваем мудрость. Но, впадая в состояние неведения, позволяя ему нас захватить, мы отдаляемся от понимания даже самых простых вещей, и особенно природы чувств.

Итак, если мы позволим себе поддаться трем эмоциям, или «трем ядам», мы перекроем себе дорогу к совершению осмысленных поступков и упустим драгоценную возможность. Вот почему мы обещаем себе никогда не вовлекаться в такие вещи или не попадать под их влияние.

Опубликовано в журнале «Буддизм.ru», N 15, 2009 г.

Перевод с английского Натальи Галеевой.

Подробнее о буддизме вы можете узнать на сайте www.buddhism.ru