Свой материал я решила написать о самой больной теме моей работы — закрытии. Приготовьтесь узнать, что стоит за красивой витриной и идеально убранным магазином, в который вы приходите утром.
Бывали случаи, когда вечерняя смена отрабатывала не 8 часов, как полагается, а 15, и уходила в 4 часа утра.
20:00
Менеджеры магазина распределяют между сотрудниками отделы, которые они будут закрывать. Сотрудники, чья активность на этот час "уборка" или "разнос", начинают закрытие.
Наверняка вы видели молодых ребят в магазине с рейлами, которые возят их по магазину и разносят одежду из примерочной на свои места. Этот процесс является неотъемлемой частью нормальной работы магазина. Нет разноса в течение длительного времени — в закрытие будет тяжело. В это же время активно разбирается стол в примерочной, чтобы "разноса" оставалось максимально мало.
21:00
Персонал активно готовится закрывать отдел. Сотрудники разносят одежду, складывают стопки на всех столах и полках. В зале становится чуть больше сотрудников, так как у всех заканчиваются последние перерывы, и они выходят из стафф-зоны.
Закрывать отдел довольно долго и трудно. И складывание стопок — меньшая из зол. Если вы видите человека, который убирает стол или полку, а вы хотите посмотреть на вещь или поискать свой размер, лучше попросите сотрудника вам помочь. Так вы сделаете процесс закрытия чуть легче, а уже проделанный труд консультанта не будет потрачен впустую.
21:30
Начинают делать объявления о закрытии, на кассе скапливается очередь. На кассу зовут максимальное (но оптимальное) количество сотрудников, чтобы "раскидать" очередь быстрее.
Последний час на кассе, да и в магазине в целом — один из самых стрессовых. Покупателей резко становится как будто больше, а беспорядок увеличивается, так как некоторых захватывает ажиотаж в стремлении "найти самое лучшее/выгодное/красивое за последние 5 минут". Не удивляйтесь, что в этот час сотрудники магазина могут показаться злыми или агрессивными — никому не нравится, когда результаты его труда разрушают меньше, чем за минуту.
21:55
На кассе очередь, в магазин перестают пускать новых покупателей. Объявления звучат раз в 5 минут.
Все делается для того, чтобы на непосредственное закрытие осталось как можно больше времени. На кассе перед огромной очередью может стоять 1 или 2 человека. Вы будете негодовать, мол, а где же остальные сотрудники?! А они тщательно убираются в своем отделе.
22:00
Магазин официально закрыт, последние покупатели выходят из магазина.
Здесь-то и начинается самое веселое. Опытные сотрудники надевают перчатки и идут трудиться. Каждый сотрудник берет рейл и начинает собирать "подвесы" — вещи, которые покупатели или менее трудолюбивые сотрудники повесили не на свои места. Таких рейлов может быть от одного до бесконечности, так как в выходные дни ситуация всегда хуже, чем в будни.
Одновременно с этим сотрудник приводит в порядок вешалки, чтобы отдел выглядел чистым и аккуратным. Оборудование, на котором висит одежда, в закрытие может оказаться в разном состоянии — где-то все перевернуто и сдёрнуто с вешалок, а где-то чисто и аккуратно, как будто покупательская рука не трогала эти вещи.
По времени уборка одного отдела занимает примерно час-полтора. В самых худших ситуациях отдел закрывают два часа, если это отдел распродажи, например.
Поэтому сотрудники просят возвращать вещи на вешалках — чтобы максимально сократить время своего внепланового пребывания в магазине.
Закрываются также и примерочные магазина. Видели когда-нибудь гору вещей на столе в примерочной и нескольких сотрудников, пытающихся ее разобрать? Это всё делается в обязательном порядке. Гора может расти весь день, а разбирать ее можно и час, и два. Поэтому сотрудники просят возвращать вещи на вешалках — чтобы максимально сократить время своего внепланового пребывания в магазине.
В крупных магазинах в среднем требуется от 13 человек в вечернюю смену, чтобы закрыть сам магазин. Это целых 26 человеко-часов, чтобы всё сделать!
Вы спросите — а во сколько же уходят сотрудники, если магазин закрылся в 22:00? И я отвечу: не раньше 23:30, чаще — позже. Каждая уважающая себя компания имеет деньги на такси для сотрудников. Если их нет, то работники уходят в 0:40. Если есть — тогда, когда всё сделано идеально, а это может быть и 2 часа ночи, и 3...
Бывали случаи, когда вечерняя смена отрабатывала не 8 часов, как полагается, а 15, и уходила в 4 часа утра. Если денег на такси нет, а магазин закрыт не до конца, последствия "апокалипсиса" одного дня устраняет утренняя смена следующего дня.
О том, что происходит утром, расскажу в следующей статье.
Спасибо за внимание :)