Найти тему
Мои Юристы

Кто отвечает за кражу из ячейки хранения в супермаркете?

Оглавление

В каждом крупном магазине со свободным перемещением по торговому залу установлены камеры хранения для ручной клади покупателей. Вопреки бытующему заблуждению, покупатели вовсе не обязаны сдавать сумки и пакеты в эти камеры хранения – ячейки установлены исключительно ради вашего удобства.

Крупные ритейлеры давно практикую «опечатывание» вносимых в магазин вещей в пакет, тем самым упрощая жизнь и себе и покупателю, которому никто не предъявит претензий по поводу содержимого опечатанного пакета.

Ячейки же, хоть и будучи морально устаревшими и совершенно ненадежными, по-прежнему стоят почти в 8 из 10 крупных супермаркетов.

Кто отвечает за сохранность вещей?

Магазин и только он. Что бы администрация торговой точки не писала, не говорила, какие бы полуграмотные объявления не вешала на шкафчик – предоставление ячейки с передачей ключа автоматически означает заключение в простой письменной форме (договором будет ключ с биркой, да-да) договора ответственного хранения.

Именно по этой причине не допускается и принуждение к сдаче клади в ячейку – ГК декларирует полную свободу договора, а понуждение к заключению договора в любой форме категорически не допускается!

Показательным в этой части выглядит гражданское дело 2-1431/2014 26-го гарнизонного военного суда г. Байконур, решением которого установлена незаконность ограничения прав покупателей на допуск их к торговому залу путем возложения обязанности сдавать личные вещи в гардероб.

Скриншот резолютивной части решения прилагается

Полное решение ищите по номеру дела на bsr.sudrf.ru
Полное решение ищите по номеру дела на bsr.sudrf.ru

Согласно нормам ст. 886, 887, 891, 901, 401, 902 ГК РФ, Хранитель даже при заключении безвозмездного договора хранения обязан заботиться о своей вещи как о собственной и отвечает за ее сохранность.

Как должно быть по закону?

Допустим, вашу сумку с дорогим телефоном или денежными средствами в значительном размере украли.

Если принимать во внимание условия договора хранения, то вы имеете полное право обращаться с претензией к магазину. Разрешение сложившейся ситуации будет выглядеть так:

1. Потерпевшее лицо подает претензию в адрес магазина с требованием возместить стоимость украденного имущества.
2. Магазин удовлетворяет претензию (очень маловероятно!) или отказывает в удовлетворении.
3. Потерпевшее лицо подает иск в суд, где в течение 2 месяцев слушается дело, еще 1 месяц решение вступает в силу. Если магазин подаст жалобу – слушание затянется еще на 2-3 месяца.
4. При победе в суде магазин выплачивает компенсацию потерпевшей, а затем обращается с иском в порядке регресса к похитителю, если его на тот момент установили правоохранительные органы, а суд вынес приговор.

Понимаете всю прелесть ситуации? Разбирательство может затянуться на полгода! И именно поэтому в реальности все происходит иначе.

Как происходит все на самом деле

1. Потерпевшее лицо вызывает сотрудников полиции.
2. Магазин оказывает содействие в поиске вора – предоставляет записи с камер видеонаблюдения как минимум.
3. Вора находят, дело передается в суд.
4. Вор возмещает причиненный ущерб сам или же с него взыскивается нужная сумма в рамках уголовного дела или после.

Как видим, во втором случае тоже все зависит от расторопности полицейских. Но если они по горячим следам найдут вора, а сделать это при таком количестве камер в крупных ТЦ весьма легко, то потерпевший оперативно получит назад все похищенное имущество или большую его часть.

Но даже если полиция сработала хорошо – помните, ответственность за оставленные в ячейках вещи несет только и исключительно магазин! Именно поэтому туда как минимум должна смотреть хотя бы одна камера наблюдения, для их же, магазина, блага!

Понравилась заметка? Ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал! Ждите новых публикаций.