В каждом крупном магазине со свободным перемещением по торговому залу установлены камеры хранения для ручной клади покупателей. Вопреки бытующему заблуждению, покупатели вовсе не обязаны сдавать сумки и пакеты в эти камеры хранения – ячейки установлены исключительно ради вашего удобства.
Крупные ритейлеры давно практикую «опечатывание» вносимых в магазин вещей в пакет, тем самым упрощая жизнь и себе и покупателю, которому никто не предъявит претензий по поводу содержимого опечатанного пакета.
Ячейки же, хоть и будучи морально устаревшими и совершенно ненадежными, по-прежнему стоят почти в 8 из 10 крупных супермаркетов.
Кто отвечает за сохранность вещей?
Магазин и только он. Что бы администрация торговой точки не писала, не говорила, какие бы полуграмотные объявления не вешала на шкафчик – предоставление ячейки с передачей ключа автоматически означает заключение в простой письменной форме (договором будет ключ с биркой, да-да) договора ответственного хранения.
Именно по этой причине не допускается и принуждение к сдаче клади в ячейку – ГК декларирует полную свободу договора, а понуждение к заключению договора в любой форме категорически не допускается!
Показательным в этой части выглядит гражданское дело 2-1431/2014 26-го гарнизонного военного суда г. Байконур, решением которого установлена незаконность ограничения прав покупателей на допуск их к торговому залу путем возложения обязанности сдавать личные вещи в гардероб.
Скриншот резолютивной части решения прилагается
Согласно нормам ст. 886, 887, 891, 901, 401, 902 ГК РФ, Хранитель даже при заключении безвозмездного договора хранения обязан заботиться о своей вещи как о собственной и отвечает за ее сохранность.
Как должно быть по закону?
Допустим, вашу сумку с дорогим телефоном или денежными средствами в значительном размере украли.
Если принимать во внимание условия договора хранения, то вы имеете полное право обращаться с претензией к магазину. Разрешение сложившейся ситуации будет выглядеть так:
1. Потерпевшее лицо подает претензию в адрес магазина с требованием возместить стоимость украденного имущества.
2. Магазин удовлетворяет претензию (очень маловероятно!) или отказывает в удовлетворении.
3. Потерпевшее лицо подает иск в суд, где в течение 2 месяцев слушается дело, еще 1 месяц решение вступает в силу. Если магазин подаст жалобу – слушание затянется еще на 2-3 месяца.
4. При победе в суде магазин выплачивает компенсацию потерпевшей, а затем обращается с иском в порядке регресса к похитителю, если его на тот момент установили правоохранительные органы, а суд вынес приговор.
Понимаете всю прелесть ситуации? Разбирательство может затянуться на полгода! И именно поэтому в реальности все происходит иначе.
Как происходит все на самом деле
1. Потерпевшее лицо вызывает сотрудников полиции.
2. Магазин оказывает содействие в поиске вора – предоставляет записи с камер видеонаблюдения как минимум.
3. Вора находят, дело передается в суд.
4. Вор возмещает причиненный ущерб сам или же с него взыскивается нужная сумма в рамках уголовного дела или после.
Как видим, во втором случае тоже все зависит от расторопности полицейских. Но если они по горячим следам найдут вора, а сделать это при таком количестве камер в крупных ТЦ весьма легко, то потерпевший оперативно получит назад все похищенное имущество или большую его часть.
Но даже если полиция сработала хорошо – помните, ответственность за оставленные в ячейках вещи несет только и исключительно магазин! Именно поэтому туда как минимум должна смотреть хотя бы одна камера наблюдения, для их же, магазина, блага!
Понравилась заметка? Ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал! Ждите новых публикаций.