Найти в Дзене

Гимн советским учителям

Наш класс с самого начала был самым большим в школе, начиная с подготовительного, тогда он назывался нулевым классом. Количество учеников варьировалось в пределах 32-34 человек.

Учиться я любила, так как учёба давалась мне легко. В школу ходила с удовольствием. О том, чтобы прогулять занятия не могло быть и речи: "А вдруг я пропущу что-нибудь интересное?"

Впервые с учителем я столкнулась не в школе, а у мамы на работе. Мне не давался звук

[ш]. Получалось то "Шаша", то "Саса". Владлена Семёновна пришла по своим делам на почту и услышала, как я мучаюсь с "сысками" и другими словами с этим трудно-произносимым звуком, она взяла стул, уселась возле меня и, уделив мне минут 10, всё-таки добилась того, чтобы я его произнесла правильно и в нужном месте. За это я ей очень благодарна, но к ней в класс я не попала, так как пошла годом позже, после того, как она набрала свой класс. Первым учителем в школе у нас была Марья Фомовна, тоже очень опытный учитель. Она нас научила читать и писать. В школу я пришла, уже зная весь алфавит и умея считать до миллиона. Писала печатные буквы, записывала числа -- этому меня научила мама. Вечерами перед сном мы садились вдвоём и она уделяла мне время, так как по большей части днём была занята то на работе, то по хозяйству.

Через полгода учёбы в школе наш класс разделили на две группы по русскому языку и по чтению (литературе), так как школа у нас была многонациональная, как если бы мы изучали иностранный язык. Я со второй половиной класса попала к преподавателю русского языка и литературы Анастасии Максимовне. Сама она давным-давно приехала к нам в село из Сибири и учила ещё моего отца и его братьев и сестёр. Мой папа был в восторге, что она стала нашим учителем. О ней он отзывался только положительно, хотя в школе учился так себе, но на то был ряд причин: они с братьями много раз пропускали занятия в школе, так как им поочерёдно приходилось пасти домашний скот: овец (около 50 голов), коров с телятами (8-10 голов), когда дед (отец моего папы был на смене) -- семья у отца была большая, поэтому приходилось и хозяйство большое держать.

Для меня Анастасия Максимовна стала не только эталоном учителя, но и женщины. Ходила только в платьях, никаких брюк. Волосы всегда окрашены в русый цвет, аккуратная стрижка, никакой лишней косметики: слегка подкрашены ресницы и губы. Строгая, но справедливая. Каждый её урок - это маленькое открытие. Мы узнавали такие вещи об А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове и др. писателях, о которых в учебниках никогда не напишут. А по русскому языку правила составляли сами на основе тех заданий, который она нам давала, а потом лишь проверяли по учебнику, так ли у нас получилось.

В общем, с учителями нам повезло. Все наши учителя были грамотными и образованными людьми. Сколько всего они могли нам поведать, что и делали с великим удовольствием, нам оставалось только ловить каждое слово и запоминать. Хорошие оценки необходимо было заработать, но нас и поощряли: раза два в год, колхоз выделял автобус и лучшие ученики школы отправлялись то в цирк в столицу, то на концерт, то на какой-нибудь детский спектакль - бесплатно. Это было здорово!

Наши учителя привили нам любовь к чтению - нередко после занятий мы отправлялись прямиком в библиотеку и только потом домой, даже, если нам было не по дороге. Часто я читала во вред домашним делам. Вместо того, чтобы выполнить домашнее задание и бежать помогать маме, я прятала книгу под какой-нибудь учебник и читала запоем, но как только в комнату входила мама, я тут же делала вид, что усердно пишу какое-то упражнение или решаю задания по математике. Нередко маме приходилось отбирать и прятать от меняя фонарик, так как ловила меня на том, что я читаю под одеялом поздно ночью.

Если случалось заболеть, и мама меня не пускала с температурой в школу, я устраивала истерики. Как же школа без меня! Или я без неё... Я не была ботаником. И зрение у меня было отличным, кстати сказать, я и сейчас прекрасно обхожусь без очков, так как они мне не требуются. ...В селе всегда работы хватает и по дому и по хозяйству. Играть в мяч, в прятки, прыгать на скакалке и другие детские радости и шалости тоже были мне не чужды. И с физкультурой у меня тоже всё было в порядке. Пожалуй, я единственная в школе научилась самостоятельно садиться на" шпагат" и делать "мостик" не по стенке, а как гимнастки, из положения стоя, ни на что не опираясь, и так же легко поднималась с него; доставала пятками до затылка. Однажды по телевизору увидела выступление гимнасток, мне очень понравилось и захотелось самой научиться каким-то гимнастическим элементам. Возможно, если бы у нас в селе, как в городах, были спортивные секции, то я бы обязательно записалась.

Хотя нужно отдать должное нашему учителю физкультуры. Урок у нас начинался с лёгкой разминки, затем кросс на 1,5 -2 км, позже в классах постарше он устраивал нам кросс по пересечённой местности до 5-ти км.

Затем подтягивание: мальчики - на турнике, девочки - из виса лежа на низкой перекладине, после этого качание пресса и для всех разными способами. И множество различных упражнений на растягивание всех мышц и только потом, если до конца урока оставалось время мы играли в какие-то спортивные игры. Я перечислила лишь маленькую толику тех упражнений, которые учитель заставлял нас делать на физкультуре. Некоторые занятия однажды, уже после школы, спасли мне жизнь и помогли потом не остаться калекой.

Сразу скажу - на встрече выпускников через 20 лет после окончания школы -все девочки, кто не ленился на уроках физкультуры ничуть не потеряли своей формы.
Это сейчас только и слышишь, какие дети больные: падают в обморок на уроках после бега, сваливаются с каната бедолаги и прочее в таком же духе. А потому и слабые, что тяжелее ложки или компьютерной мышки ничего не держали, что мамы беременные курят и пьют и тоже ничего не делают, жалеют себя и истерят по поводу и без...

Учитель физкультуры вёл у нас и уроки истории, так как он параллельно выучился сразу на двух факультетах. Был он очень эрудированным и ехидным, особенно по одношению к нерадивым ученикам. Но его предмет был интересным, он учил нас составлять опорные тексты к каждому параграфу, заставлял учить даты и всегда говорил "Историю на пять знает лишь Бог, академики - в лучшем случае -на "4", учителя - на "3", а вы, господа, не знаете историю вообще. Максимум, что от вас требуется хотя бы ознакомиться с ней в общих чертах." Он организовал в школе краеведческий музей, рассказывал нам о героях гражданской и Великой Отечественной войн.

Учитель географии Максим Максимович - фронтовик, ветеран ВОВ, награждён был многими орденами и медалями. Когда он стал у нас преподавать, был уже стареньким, временами рассеянным, но на его уроках всегда было интересно, так как материал по каждой теме брал не только из учебника. Мы вели дневник наблюдений за сезонными изменениями в природе, отмечали температуру и природные явления. Учились ориентироваться на местности и по карте, которая всегда висела в нашем кабинете на стене, и многому другому.

Учитель математики, Любовь Алексеевна, прививала нам любовь к своему предмету по-своему. После изучения программного материала, давала нам задачи на логику. Некоторые её ученики выигрывали не только районные олимпиады, но и занимали призовые места на Республиканских, а самые талантливые закончили Математическую академию в столице, стажировались за рубежом. К моему большому огорчению, математику у нас она вела только полгода, потом у нас ещё два раза менялись учителя. Они тоже были хорошими, но когда привыкаешь к одному учителю, другие уже воспринимаются как-то по-другому. Однако я благодарна всем нашим УЧИТЕЛЯМ. Всех помню, люблю и уважаю. Знаю не по наслышке, какой это нелёгкий, а порой и неблагодарный труд.

Детям сейчас с раннего детства говорят о правах ребёнка, порой забывая об обязанностях, а начинать нужно, как раз с обязанностей, и только потом, когда они твёрдо усвоят, что это такое - можно рассказать и о правах.

Учите детей уважать своих учителей, только тогда они смогут научиться всему хорошему, что сможет дать учитель.

Знаете, иногда и у нас в школе случалось какое-то недоразумение между учителем и учеником, как же без этого... Ведь даже в семье среди близких случаются недопонимание... Но моя мама ни разу не пришла в школу разбираться с каким-нибудь учителем или тем более, не дай Бог, пожаловаться на учителя директору, предоставляя мне самой решать проблему. И спасибо ей за это.