Трагическая судьба одной из лучших Жизелей минувшего века – живое напоминание о тонкой грани между высоким искусством и падением в бездну безумия.
Ольга Спесивцева относилась к танцу как истово верующий – к священному обряду. Тем больнее осознавать, что ее сценическая карьера оказалась совсем короткой.
Восхождение звезды
Будущая прима родилась в 1895 году. Когда девочке было 6 лет, ее отец, театральный актер, умер от туберкулеза. Ольга с сестрами оказалась в приюте при доме ветеранов сцены.
В 10 лет девочка становится воспитанницей балетного училища. После его окончания юную балерину принимают в труппу Мариинского театра.
Уже через год Ольга выступает на сцене с сольными партиями. А в 1916 году уезжает на гастроли в США с Вацлавом Нижинским.
Глубокое погружение
Из гастролей Ольга возвращается в революционный Петроград. Живет вдвоем с матерью, часто голодает. И не прекращает выступать на сцене.
Весной 1919 года Ольга Спесивцева впервые станцевала основную партию в балетной постановке «Жизель». И сорвала бурные овации.
В финальной сцене сумасшествия зрители повскакивали с мест – ничего равного по экспрессии никто в Петрограде еще не видел.
А сама Спесивцева призналась после спектакля, что не должна танцевать Жизель. «Я слишком в нее вживаюсь», - пояснила она.
Первая любовь
Ольга Спесивцева познакомилась с известным балетным критиком Акимом Волынским еще до гастролей в Америке. Точно неизвестно, когда их отношения стали чем-то большим, чем дружба.
Их разделяла огромная разница в возрасте – 34 года. Закономерно, что Волынский стал для Ольги наставником в деле служения искусству.
Ольга внимала каждому его слову. Именно по совету Волынского, готовясь к роли Жизели, танцовщица посещала петроградские психиатрические клиники.
Однако скоро пара рассталась. Одни биографы пишут, что Волынский оставил Спесивцеву, устав ревновать ее к многочисленным воздыхателям. Другие заявляют, что танцовщица сама ушла к другому человеку, более подходящему ей по возрасту.
Как было на самом деле – не знает никто. Замкнутая и гордая, Ольга Спесивцева крайне неохотно делилась подробностями своей частной жизни даже с близкими людьми.
Возлюбленная чекиста
Новым избранником Спесивцевой стал Борис Каплун - управляющий делами Петроградского совета. Черноволосый красавец мгновенно покорил сердце молодой балерины, до того вращавшейся в кругу совсем других мужчин.
Борис Каплун был страстным поклонником балета. Он выбивал для «Мариинки» дрова и пайки, регулярно посещал спектакли.
О высокопоставленном муже «красной Жизели» рассказывали много зловещих баек – что якобы по ночам он пытает заключенных, что лично участвует в массовых расстрелах… Эти истории не имеют отношения к действительности.
Правда лишь то, что Каплун строил Петроградский крематорий. Вместе с мужем Ольга Спесивцева ездила смотреть, как он работает.
Безумие
В начале 20-х годов у Ольги выявили туберкулез. С помощью мужа Спесивцева получила разрешение на лечение за границей и уехала из России.
Навсегда
Еще до эмиграции у танцовщицы все отчетливей проявлялись симптомы мании преследования. Поэтому на зарубежной сцене она блистала совсем недолго.
В середине 1940-х бывшая звезда «Мариинки», к тому времени уехавшая в США, оказалась в психиатрической лечебнице, где ей пришлось провести долгие двадцать лет. К моменту выписки великая балерина превратилась в тень себя прежней.
После выхода из лечебницы друзья устроили Спесивцеву в пансионат для престарелых. Стен этого заведения Ольга Александровна не покидала вплоть до своей кончины в возрасте 96 лет.