Найти в Дзене
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

ТРИ КУПЦА

Вот пройдёт Господь, и будет буря, раздирающая горы и сокрушающая скалы, но не в буре Господь; после бури — землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения — огонь, но не в огне Господь;
после огня — веяние тихого ветра, и там — Господь. (3 Цар. 19,11).

Через пустыню в тридцать дней пути
Однажды трём купцам пришлось идти.

Товары погрузивши на верблюдов,
Водой наполнив несколько сосудов,

Повесив талисман себе на грудь,
Они отправились в неблизкий путь.

Но двух недель они не прошагали,
Как в руки трёх разбойников попали,

Которые, направив ствол в ребро,
Забрали и товар и серебро,

И, воду взяв в наполненных сосудах,
Спокойно удалились на верблюдах.

В растерянности, в страхе и в слезах
Купцы остались голыми в песках.

Но чтоб спастись от смерти иль болезни,
На близлежащий холм втроём полезли,

Чтоб с высоты пустыню оглядеть,
Воды хоть каплю где-нибудь узреть.

В пустыне же легко с дороги сбиться
И в поисках спасенья заблудиться.

Так и случилось: чтоб питьё найти,
Пришлось им уклониться от пути.

Они блуждали долго и бесплодно,
Не зная, где искать источник водный,

И, наконец-то, выбившись из сил,
Один из них в сердцах заголосил:

«О, Господи ! Коль Ты живёшь на свете,
Коль Разум Твой во тьме несчастным светит,

Скажи нам, ради всех Твоих святых,
Куда идти нам, чтобы быть в живых ?

Коль грех на нас лежит труднопростимый,
Открой, чéм искупить его б могли мы ?

Не оставляй нас в огненной печи,
Дай знак нам, гдé вода — не премолчи.

Коль Ты меня спасёшь из этой ямы,
Идти по жизни буду только прямо

И брошу ремесло моё — купца,
Тебе послушен буду до конца !» —

И, выдохшись, он молча озирался,
Не представляя, гдé бы знак подался,

Ведь пустота кругом — одни пески,
Кáк Бог подаст им знак Своей Руки ?

Вдруг в огненной печи качнулся ветер,
И понял он, что Бог ему ответил,

И он с надеждою туда взглянул,
Откуда ветер на него пахнул:

«Благодарю Тебя, Господь великий !
Кроме Тебя, я понял, нет владыки;

Спасёшь Ты тех, кто в бедственной судьбе
С слезами обращается к Тебе !

Скорей вставайте, други по несчастью,
Мои мольбы услышал Тот, Кто с властью:

Легонько ветер на меня подул,
Он от воды, наверное, пахнул,

И мы должны идти в том направленье,
Откуда слышал я его теченье, —

Спасёт нас Бог, вас уверяю я,
Ему всем сердцем доверяю я !» —

Но первый друг сказал ему с презреньем:
«От жажды ты вообразил спасенье;

Коль тут вода была б недалеко,
То ветер дул бы вовсе не легко,

Поток бы мощного промчался ветра,
Освободив от жажды наши недра.

Довольно мне о ветрах песни петь,
Дай мне спокойно лечь и умереть».—

Взывавший к Богу крайне удивился,
А тот лицом в песок отворотился,

Не мог свою он гордость победить
И Бога о спасении молить.

Но чтоб смягчить дурное отношенье,
Он обратился к другу с утешеньем:

«Не обижайся, глупенький дружок,
Ты выдумал свой
лёгкий ветерок;

Я ж пустякам таким не в силах верить,
А что я прав — ты можешь сам проверить;

Ступай туда, откуда ветер дул —
Тебя мираж, поверь мне, обманул».—

А друг второй, не выдержав, взбесился:
«Какому Богу с чёртом ты молился ?

Ведь если б Бог хранил в дороге нас,
Он воду б нашу от бандитов спас.

А гдé Он был, когда на нас напали,
Глоток воды последний отобрали,

Последнего верблюда увели,
Чтоб мы до дому даже не дошли ?

Нет, басни эти расскажи другому,
А я, как только доберусь до дому,

Куплю ружьё, коня, уловки все —
В пустыне буду грабить, как и все.

В бесчестном мире жить нельзя нам честно,
Мне, дураку, то было неизвестно,

Но ничего — теперь научен я,
До крайности уже измучен я !» —

И он пошёл, куда глаза глядели,
И через месяц был уже при деле. —

А тот, преодолев в себе сомненья,
Пошёл на ветра слабое теченье,

И только первый перешёл бархан,
Как вдруг узрел спасенья океан:

Оазис перед ним сверкал водою,
Пророча расставание с бедою.

От счастья онемел его язык,
И он в рыданиях к воде приник.

Омывшись, освежившись, напитавшись,
В два сапога свои воды набравши,

В обратный путь он бросился спешить,
Чтоб друга поскорее напоить.

Увидев, с чéм глупец к нему вернулся,
Друг от стыда в смущеньи отвернулся,

А тот, и понимая и любя,
Сказал: «Я не сержуся на тебя;

Попей воды скорее и омойся,
Обид не помню я — ты успокойся,

И знай, мне тоже нелегко, дружок,
Поверить было в
лёгкий ветерок,

Но, слава Богу, я ему поверил,
Твои ж разубеждения проверил.

Не отходя далёко от воды,
Спастись теперь мы сможем из беды:

Должны оазис ведать караваны,
Идущие путём в другие страны;

Возле воды мы будем отдыхать,
И терпеливо каравана ждать».—

И, как сказал он, так и вышло в деле:
Пришёл к ним караван через неделю,

И подобрал их, и домой отвёз,
И спас их от погибели и слёз.

*
Душа в безбожном мире, как в пустыне,
Бандитами ограбленная, гинет,

И голая скитается она,
Ни ближнему, ни дальним не нужна.

Потребностью любить и быть любимой
Она, как жаждой водною, томима,

Не ведая, гдé жажду утолить,
Потребность с кéм же удовлетворить.

Скитается она по жизни этой,
Единственной надеждою согрета

Найти хоть в ком-то капельку любви
Без примеси предательской крови.

Но, находясь во власти заблуждений,
Которые вложил в нас мир с рождений,

Она идёт к добру не тем путём
И на песке выстраивает дом;

И в поисках отрады и спасенья
Творит, порой, такие преступленья,

Что вывести пото́м из тупика
Её не может ни одна рука.

И коль она рыданьем не взорвётся
И к Небу всем нутром не повернётся

И Бога как Отца не призовёт, —
То нравом заболеет и умрёт:

Ей перестанет нравиться правдивость,
Её уделом станет фальшь и лживость,

А там, где не сумеет обмануть,
Она насилием проложит путь.

Разбойником душа такая станет:
Одних ограбит, а других обманет,

И будет гнить несчастная душа,
Обманом и насилием дыша.

И коль ты участи такой боишься,
Прибегнуть к Богу ты не постыдишься;

Кто хочет чисто жить — на всё пойдёт
И всё проверит, прежде чем умрёт.

Смотри, кáк мир живёт, плюя на Бога:
Насилье и обман — его дорога.

А чтобы по любви, по правде жить,
У Бога нужно всё всегда просить.

Две крайности людей подстерегают:
Всё брать самим, о Боге забывая,

Иль ждать всю жизнь, пока само придёт,
Хоть два тысячелетия пройдёт.

Ты берегись сих крайностей злосчастных,
Они — удел всех истинно несчастных;

Ты ж ничего сам нагло не хватай,
Но также не сиди — не ожидай;

Но если в чём потребность назревает,
Пускай душа к Всевышнему взывает,

Ты не задерживай её мольбы,
Не искалечивай себе судьбы,

Но так и говори: «Отец мой добрый,
Спаси меня от мира подлой кобры,

Чтоб пасть её погибели и зла
Меня с моей душой не сожрала́ !

Освободи меня от всякой страсти,
Из-за которой должен лгать и красть я,

Чтоб дух мой только тех вещей желал,
Какие Ты от века людям дал,

И, чтобы сильно тех вещей желая,
Я плакал, дух мой не ожесточая,

Просил всего, чтó нужно, у Тебя,
И ждал бы терпеливо и любя.

Не оставляй меня в тюрьме проклятой,
В которой я, желаньями объятый,

Не зная, кáк их честно утолить,
Их утоленьем буду зло творить,

Для радости чужие слёзы множить,
Коверкать судьбы, чтобы в счастье прóжить, —

Да буду сохранён я от сего
Ради добра и блага Твоего !» —

Вот так проси, и плачь, и жди спасенья,
Будь постоянен в просьбах и терпеньях,

Бездействием не оскверняй себя,
Спасай правдивым действием себя.

Младенец не молчит, когда он алчет,
Он плачет и кричит, чтоб мать разжалчить,

Не может рот закрытым он держать,
Не может он в молчанье умирать.

И ты не смей и дня прожить в молчанье
И, как дитя, не прерывай стенанья,

С той разницей, что не земную мать,
А Вечного Отца ты должен звать.

*
Но здесь опасность снова нас встречает:
Когда нам Бог на просьбы отвечает,

Легко нам отвернуться от того,
Чего мы слёзно просим у Него.

И всё лишь потому, что мир, нам данный,
И чванством и гордыней обуянный,

О Боге столько басен сотворил,
Что баснями нам разум извратил;

И мы простых вещей понять не можем,
Страдания души́ напрасно множим,

Критерий правд ища не в ней самой,
А в том, чтó наполняет шар земной.

Мы истинное благо ненавидим,
А истинной погибели не видим,

И презираем то, чтó Бог даёт,
И восхваляем то, чтó мир несёт.

Какой же за отсчёт нам взять критерий,
Чему́ единственно нам нужно верить,

Чтобы путём спасения пойти,
И жизнь и благо для души найти ?

Где лёгкий ветерок в мирской пустыне ?
Ветрá высокомерья и гордыни

Своим напором в нас его глушáт,
Сдувая нас в грехов кромешный ад.

А лёгкий ветерок в душе таится,
Его-то каждый слушаться стыдится,

Боясь прослыть глупцом у тех людей,
Из коих каждый — лжец или злодей.

Но если жаждешь ты душе спасенья,
Одолевай порочное стесненье,

Стыдись Того, Кто жизнь душе даёт,
А не того, кто нá душу плюёт.

Пусть мнение Того, Кто душу любит,
В тебе иные мнения погубит,

Пусть голос Его тихий и глухой
Звучит иерихонскою трубой.

Но сколько нужно воевать с собою,
Чтоб голос Бога зазвучал трубою,

Чтоб сердца тихий, лёгкий ветерок
Перетворился в ветра мощный ток !

*
Движенье сердца — нет слабее жеста.
Оно для мира — как пустое место;

А также мысль, что в разуме блеснёт,
Поддержки в этом мире не найдёт.

Души ж спасенье тот лишь обретает,
Кто разуму и сердцу доверяет,

И доверяет им не в чём-нибудь,
А полностью в их власть вверяет путь.

Бог — это зов и разума и сердца,
И послушанье им — то к жизни дверца;

Их слабый голос, тихий уговор
Выводит нас из плена на простор.

Попробуй только раз их не послушать,
И чувство смерти ты поселишь в душу,

А слушанье кого-то одного
Не приводило к жизни никого.

С рожденья две ноги у человека,
И если нет одной, то ты калека,

Но если ты не ходишь на одной,
То высохнет она сама собой.

Так точно, если только разум слушать,
В калеку скоро превратишь ты душу,

А если только сердцу угождать,
То уж немудрено калекой стать.

Но ужас-то какой, когда ты разом
Не слушаешь ни сердце и ни разум,

И под людей свой подгоняя вид,
Становишься полнейший инвалид.

*
— «Учитель, ты сказал: «То — к жизни дверца»,
Но чтó же это значит —
слушать сердце,

И разуму вполне отдаться кáк,
Чтобы, отдавшись, не попасть впросак ?» —

— «Ну, если ты впросак попасть боишься,
То ты для жизни вовсе не годишься,

Так ни в каких делах не сможешь жить:
Волков бояться — в лес не заходить,

А в лес не заходить — голодным будешь,
Ведь ни грибов, ни ягод не добудешь,

Так в голоде и в нищете умрёшь,
От трусости и страха пропадёшь.

И если телу пищу добывая,
Ты, страх животный преодолевая,

Рискуешь жизнью тела каждый миг, —
То кáк душевной жизни б ты достиг,

Нигде чутьём своим не обманувшись
И разумом ни в чём не промахнувшись,

Опасности и страхов не узнав,
Всё с первого же раза угадав ?

Такого нет и не было от веку:
Всё испытать придётся человеку;

Всё испытав, хорошего держись —
Лишь смелый духом обретает жизнь.

Не трусов дрожь, не циников улыбка,
А искренняя проба и ошибка

Тебя к извечным благам приведут
И в истинную жизнь тебя введут.

Смотри ж, людским не поддавайся страхам,
Не то окончишь жизнь полнейшим крахом,

И проклянёшь и страхи и себя
За то, что прожил, душу не любя.

Ты сердце не послушать, разум — бойся,
Об остальном же и не беспокойся;

Со страхом не борись только в одном —
Он в нужный срок исчезнет в остальном.

А на вопрос: «Чтó значит сердце слушать
И разуму во всём доверить душу ?»,

Отвечу я, чтоб помнил ты вовек
И знал, кáк жить обязан человек:

Чтó сердцу хочется, то делай смело,
Но только так, чтоб сердце не болело;

Как только пробежит по сердцу дрожь,
Так и пойми — ты не туда идёшь.

Но чтобы убедиться в заблужденье,
Желание веди к осуществленью,

Его осуществив, ты дашь ответ:
Добро ты этим сделал или вред.

И если вред ты причинил кому-то,
Стремись поправить дело в ту минуту,

Но если вред уже непоправим,
То покаянием расправься с ним,

И больше никогда на ту дорогу
Ни руку не протягивай, ни ногу,

Ни помыслом, ни словом никогда
Не повторяй свершённого вреда.

Вреда причину разум твой отметит
И осуждением тебе ответит,

Коль ты, его не слушая, опять
Позволишь сердцу тем путём ступать.

*
Желанья сердца, разума запреты
Всегда ведут людей по жизни этой,

И если будешь слушать их всегда,
Не сделаешь серьёзного вреда.

Любой твой вред — учёбы вред простимый,
Для Бога он не трудно исправимый;

Но если совершил ты тяжкий вред —
Ты многим людям сделал много бед.

Расхлёбывать твой вред придётся многим,
Так будь к себе безжалостным и строгим,

Чтобы тебя не били в День Суда
Потоки слёз, позора и стыда;

Чтоб люди, коим ты принёс печали,
Тебя в сердцах своих не проклинали,

Чтоб ты не заставлял их без конца
Прощать тебя по Милости Отца.

В познании себя пребудь усердным,
В прощении других — премилосердным;

Стремись к тому, чтоб ты прощал других
И не нуждался бы в прощенье их.

Не делай вид, что сердца ты не слышишь,
Не запирай дыханья, коим дышишь,

Но строго за собою наблюдай:
Оттуда, где обжёгся, убегай,

За сердцем не ходи туда, где разум
Отраву обнаружил иль заразу,

Где ты прозрел и знаешь наперёд,
Что твой поступок горе принесёт.

Будь честен пред собой, не лги украдкой
В погоне за кусочком жизни сладкой,

Ведь каждый твой украденный кусок
Кому-нибудь выходит через бок.

Послушайся ничтожного движенья,
Отринь людские страхи и сомненья

И, что́ б ни ожидало впереди,
За
лёгким ветерком всегда иди.