Страна должна знать своих героев.
1993 год, в Москве стреляют по Верховному Совету из танков, шахтёры стучат касками, Гайдар по телевизору говорит, что не все страны производят самолёты, ничего страшного, если и мы не будем. Нужно будет, купим Боинги. В Самаре в это время стремительно начинает погибать авиационный завод. До этого прекрасно работающее предприятие, перестало работникам выплачивать зарплату. А их, слава богу, 28 тысяч человек. Самолёты ТУ 154, которых делали по шесть штук в месяц, с завода уходят, а денег за них не поступает.
Перед этим новое поколение заводской администрации убедила коллектив провести приватизацию предприятия и через некоторое время оно стало Акционерным обществом, т.е. частным предприятием. Аргументы были весомые, теперь мы сами хозяева, кому хотим-тому продаем. А продавали тогда много китайцам, по уже действующим контрактам, и они засыпали нас ширпотребом: пуховики, термосы, текстиль, телевизоры, видеомагнитофоны и прочее. В городском ЦУМе даже отдел специальный сделали только для нашего завода. И казалось так будет вечно. Но контракты иногда заканчиваются, а самолёт не игрушка - не каждому продашь, не каждый купит. Министерства авиационной промышленности уже не было, централизованных, государственных закупок тоже. Искали новых покупателей, нашли посредников (куда уж без них) и вляпались.
К апрелю 1994 года коллектив уже девять месяцев не получал зарплату, нужно было на что-то жить и люди стали уходить, пришлось уволиться и мне. А на заводе я проработал двадцать лет. Так начинался новый этап в моей трудовой биографии.
Обстоятельства заставили резко сменить профессию. Я стал заместителем управляющего Кировским отделением Сбербанка в Самаре. Управляющим отделением был Михаилов Валерий Иванович, которого я давно знал. И с тех пор мы вместе прослужили там почти 18-ть лет. Сбербанк в то время, практически был переименованной сберкассой, и, как банк, делал первые шаги- учился обслуживать юридических лиц, строить современные помещения, осваивал новые технологии, но это уже другая история.
Я написал про авиационный завод для того чтобы показать, чего не допустил Генеральный директор соседнего завода "Прогресс" Герой Социалистического Труда Анатолий Алексеевич Чижов.
На "Прогрессе" тоже всё было очень сложно. Если в начале 80-х годов делали по 4-5 ракет "Союз" в месяц, пару спутников и много чего другого, то в начале девяностых это стал годовой объём работ. Финансирование сократилось в разы, программу "Энергия ", где завод был головным, закрыли. Цеха вынуждены были перейти на 4-х дневную рабочую неделю. Надвигалась катастрофа. Сейчас это кажется невероятным, но существовала реальная угроза развала предприятия. Директор прилагал огромные усилия по сохранению коллектива. Было освоено большое количество конверсионных изделий: одноразовые шприцы, пластиковые катера и яхты, линии по производству карамели, машины для хлебопекарной промышленности и многое другое, что помогало загрузить производственные мощности и сохранить людей. Были планы по газовым плитам, трамваям, дирижаблям. Но всё это требовало финансирования, а денег не хватало даже на зарплату. А самое страшное, что те деньги которые выделялись государством, доходили до завода с большой задержкой. И здесь огромную роль сыграл Управляющий Кировским отделением №6991 Валерий Иванович Михайлов.
Дело в том, что Михайлов сам выходец с завода "Прогресс", был начальником производства и хорошо знал завод и Чижова.
Председателем правления Сбербанка России в то время был Яшин О.В. При нём была довольно большая самостоятельность у отделений Сбербанка. Это обстоятельство и дало возможность спасти положение. Кредитование такого огромного завода, в миллиардных объёмах, в таком положении, дело рискованное и опасное. Поэтому желающих не было. Я сам свидетель того, как доброжелатели советовали Михайлову не рисковать. Много позже, когда сменилось руководство Сбербанка России и в правах отделения сильно ограничили, вопросы кредитования таких предприятий решались на более высоком уровне. Но это было уже другое время, был опыт совместной работы и у "Прогресса" уже была репутация и кредитная история. А тогда Чижов не допустил приватизации завода, сохранив его в государственной собственности, а Михайлов, несмотря на все сложности взаимоотношений, принял решение о выделении кредитов, что помогло выжить коллективу "Прогресса" в тех неимоверно сложных условиях. На прицепе вытащить и ЦСКБ.
Эти два руководителя-государственника внесли неоценимый и решающий вклад в сохранение Ракетно-Космического Центра "ЦСКБ-Прогресс". Сейчас это успешно работающий коллектив и единственное в мире предприятие, выпускающее пилотируемую космическую технику.
Понравилась статья, ставь палец вверх и подписывайся на канал