В студии Город+ художественный руководитель театра «Мюзик-холл», музыкальный руководитель проекта «Опера – всем» Фабио Мастранджело, рассказал о подготовке к фестивалю. Речь шла о том, какие шедевры услышат петербуржцы, что ждет гостей фестиваля и на каких языках прозвучат музыкальные произведения. А также о возможности проведения этого мероприятия в Таврическом саду.
- В этом году «Опера – всем» открывается в День святых апостолов Петра и Павла. Случайно ли это?
- Абсолютно не случайно. Это одна из наших традиций. Мы выбрали эту дату в первый год, когда состоялся фестиваль, - это 7 лет назад. И все пошло настолько хорошо, что мы решили, что каждый год фестиваль должен открываться именно 12 июля, и именно потому, что это день святых Петра и Павла.
- Это стало хорошей приметой?
- Да. Хотя в последние два-три года были маленькие проблемы с дождями. Но, в принципе, мы такие обязательные люди, держим слово.
- Что в этом году ждет горожан и гостей города на фестивале?
- В этом году у нас насыщенная программа. Как всегда, четыре оперы – это тоже наша собственная традиция: показать четыре новые постановки. Был только один год, когда из-за недостатка финансирования мы были вынуждены только три постановки ставить. Но в этом году четыре. И, как всегда, 12 июля открытие – с русской оперы. В этом году это «Царская невеста» Римского-Корсакова. Потом – это тоже уникально для нас – две итальянские оперы «Макбет» Верди и «Манон Леско» Пуччини, самых маститых итальянских оперных композиторов. И 22 июля – закрытие фестиваля, тоже уже традиция четвертый год подряд в Пушкине, перед дворцом Екатерины прозвучит «Похищение из сераля» Вольфганга Амадея Моцарта.
- «Похищение из сераля» связано с Россией и писалось когда-то в связи с визитом императора.
- Да, конечно, тема интересная, потому что восточная. История такая: похищаются две девушки, Констанца и Блонда, и бедный молодой человек Констанцы пытается спасти ее. Это и смешно, и интересно, если воспринимать это как детектив.
- Дождь – большая помеха для проведения фестиваля?
- Ну… Северный город, Северная Пальмира, Северная Венеция, наш любимый город Петербург… Конечно, непросто. И, конечно, мне задавали этот вопрос сразу, когда наша команда придумала этот фестиваль. Напомню, что Юлия Стрижак, Виктор Высоцкий и я… Естественно, нам задавали вопросы: вы понимаете, где вы находитесь? Конечно, я давно понимаю, уже почти 18 лет, как я живу в России и именно в Санкт-Петербурге. Понятно, что метеоусловия не совсем рекомендуемые для проведения летнего оперного фестиваля. Но, когда меня так спросили, я напомнил: вот смотрите, Савонлинна, Финляндия, - у них тоже как-то не совсем хорошо с погодой. Англия тоже не особенно славится погодой. Австрия, Брегенц – тоже очень известный оперный фестиваль, тоже не говорят, что в Австрии идеальное лето. И все нормально. Я думал, что если такие есть случаи, может быть, и в Санкт-Петербурге нам повезет. И я хочу сказать, что пока, тьфу-тьфу-тьфу, математика на нашей стороне. Потому что седьмой год в этом году, значит, итого будет 27 постановок. Из 23 постановок мы показали полностью, абсолютно без каких-то случаев, дождя и так далее - 21 постановку. Мне кажется, это большой успех, особенно для июля в Санкт-Петербурге – это вообще… Кажется, господь Бог нас безумно любит, потому что могло быть намного хуже.
- Как вы считаете, фестиваль уже стал визитной карточкой Санкт-Петербурга?
- Судя по известному многим факту, наш губернатор Георгий Сергеевич очень часто, когда говорит о том, что происходит в городе, упоминает наш фестиваль и всегда говорит: «Вот, например, «Опера – всем» - это очень хороший проект». И если я могу себе позволить, проект, конечно, хороший не только потому, что он хороший творческий проект, но и потому, и это тоже очень важно, что есть социальная составляющая в этом фестивале, то есть люди могут реально услышать и увидеть хорошие постановки четырех опер каждый год. То есть это люди, которые, скорее всего, любят оперу, но не могут либо часто, либо вообще позволить себе посещать Мариинский или Михайловский театры, или какой-либо другой. Поэтому, мне кажется, пошел такой успех, получилось очень хорошо. Самый первый спектакль семь лет назад – «Жизнь за царя» - 12 тысяч человек. Только первый спектакль, не весь фестиваль!
- Обычно фестиваль посещают люди разного возраста. Многие видят и слушают оперу в первый раз.
- Да, возможно, хотя мы все-таки живем в культурной столице страны, и, мне кажется, многие знают, что такое опера, и многие следят. Но опять, актуальный вопрос по поводу пенсионного возраста, какие пенсии у нас бывают в стране и так далее… Нам просто хотелось не только создавать хороший музыкальный проект – это, слава богу, получилось, но правда – дать возможность людям, у которых есть финансовые проблемы, просто посещать то, что они любят.
- По какому принципу подбирается репертуар?
- В принципе, это всегда коллегиальное решение. Мы собираемся после окончания каждого фестиваля и начинаем выбирать названия. И если честно, у нас, конечно, есть список желанных опер, минимум лет на десять вперед. То есть еще где-то сорок названий, которые мы безумно хотим ставить. Но я хочу сказать, что у нас бывали случаи, когда опера ставилась впервые, например, «Вольный стрелок». То есть мы не только повторяем то, что уже бывает в городе, но мы ставим и оперы, которые вообще не бывают не только в Санкт-Петербурге, но и вообще в стране. Найдите мне еще одну постановку «Вольного стрелка» - ее просто нет. Даже «Фиделио» - единственную оперу Бетховена – мы несколько лет назад ставили с большим успехом, дирижировал Сергей Стадлер. В опере «Вольный стрелок» дирижировал немецкий дирижер, мой близкий друг Оливер Ведер, который, естественно, подошел очень тщательно к подготовке этой постановки. Он сам немец, любит безумно эту оперу и так далее. В основном, я хочу сказать, конечно, Виктор Высоцкий участвует очень сильно в этом процессе. Можно сказать, что это в принципе напополам или даже где-то 35%. Потому что тоже у Юлии Стрижак бывают очень интересные предложения. Мы всегда обсуждаем. Уникальность, мне кажется, нашего фестиваля в том, что мы пытаемся подобрать, если вы обращали внимание на декорации – мне кажется, они очень сильно подошли к месту проведения. И в принципе, это наш специфический подход. То есть мы каждый раз пытаемся делать так, чтобы опера подошла к месту, где она будет исполнена.
- О местах. Вы несколько лет назад говорили, что хотели бы проводить «Оперу» на стадионе «Петровский».
- Да, это еще до сих пор мечта. Наверное, осуществится, когда фестивалю будет десять лет – такой значительный для нас юбилей. Уже прошел первый маленький юбилей, пятилетний, сейчас с нетерпением ждем нашего десятого фестиваля, через три года. Почему нет? Может быть, там 25 или 30 тысяч человек услышат оперу. Это мне напоминает знаменитый летний фестиваль Arena di Verona. Тоже амфитеатр. Конечно, это римский амфитеатр, огромный и так далее. Но почему нет? Мне кажется, что это хорошая идея.
- А новый стадион рассматривали как вариант?
- Новый стадион? Пожалуй, да, тоже. Конечно, там есть определенные сложности пока еще, потому что звуковая система пока не подходит. То есть само место очень хорошее. Мы знаем, что крыша закрывается, хотя там бывают злые птицы, которые очень на крышу плохо влияют. Однако есть и плюс: футбольное поле отъезжает от стадиона, так что можно ничему не навредить. Можно реально ставить там огромные тяжелые декорации, и они не будут влиять на качество газона.
- А где еще в Санкт-Петербурге вы хотели бы поставить оперу, но еще пока не планировали?
- Если честно, я сегодня чуть-чуть гулял до начала нашего эфира в парке и, мне кажется, Таврический сад – тоже очень красивое место. У нас есть уже традиция, мы на Елагином острове уже седьмой год подряд ставим оперу, и всегда туда минимум 10 тысяч человек приходят. Мне кажется, что здесь было бы тоже интересно подобрать место, где ставить декорации. Будет интересно, особенно для жителей этого огромного района Санкт-Петербурга. И это дополнительный повод побывать в саду.
Видеоинтервью с участием маэстро смотрите на нашем сайте или Youtube-канале.