Найти тему
Путешествуем.РФ

Ниточки и нитченки

Нина Петрова переехала в деревню Печорское-Олохово в 40 километрах от Пскова в конце 1980-х. У местных крестьян-сето она выучилась ручному ткачеству за несколько лет до того, как их хутора окончательно опустели. Сегодня Нина Константиновна — носитель уникальных рукодельных традиций. Учиться ткачеству и прядению к ней приезжают путешественники со всей страны.

«Я начала ткать после того, как сгорел наш старый деревенский дом. Это случилось в 1994 году. Нужно было как-то устраиваться — вместе с домом в огне погибли все вещи. И вот одна из местных жительниц, Вера Изу, решила научить меня ткать традиционные половики и покрывала. Она тогда уже была пожилым человеком, ей хотелось передать кому-то свои знания, а молодежи в деревнях не осталось. Я стала ходить «на уроки» — семь километров через поля и лес с четырехлетним сыном.

Вера научила меня заправлять старинный станок. Под ее руководством за два дня я соткала первое свое покрывало — оно до сих пор украшает одну из кроватей в нашем нынешнем доме. Вере сейчас сто второй год, она живет в Эстонии, мы иногда созваниваемся.

-2

Позже я училась ткать у мастериц из разных районов Псковской области, ездила на семинары в Латвию и Эстонию, изучала западно-сибирское ткачество — я родом из Кургана. Ткать не столько сложно, сколько долго. Сначала станок нужно заправить — у меня их несколько, самому старому — более ста лет. Заправляю не меньше двух дней, потому что каждая ниточка должна в определенную нитченку — специальную дырочку — точно зайти. А таких ниточек может быть несколько сотен. Так заводится основа будущего изделия, после чего начинается, собственно, ткачество. Я сейчас тку в основном половики, где уток — поперечный рисунок, который вплетается в основу, делают из тонко нарезанных полосок цветной ткани. Использую чаще новый трикотаж, но традиционно в деревнях для этого разрезали старую, пришедшую в негодность одежду.

Причем одежду в основном шили из домотканых тканей. А ткани ткались из нитей, которые сами пряли из шерсти своих же овец, или из льна, которым всегда славилась Псковщина. Земля давала людям все необходимое, в эту же землю все, в конечном итоге, и уходило. Даже из цветных полиэтиленовых пакетов, когда они только появились, ткали коврики, которые прекрасно очищали обувь при входе в дом. Это было безотходное производство — мечта нынешних экологов!

-3

Несмотря на то, что коренных жителей в окрестных деревнях почти не осталось, ткачество сейчас куда популярнее, чем во времена, когда я только сюда переехала — в конце 1980-х. Ткут вчерашние горожанки, изучают разные техники, некоторые, как встарь, сами красят шерсть. В Петербурге у меня есть несколько учениц. В нашей Псковской области открываются комнаты ремесел, клубы — я с радостью там делюсь своим опытом, обучаю и консультирую.

Стандартная одежда, привычные ткани всем надоели. Сходите в Этнографический музей, посмотрите на старинные наряды: какое качество тканей, обилие узоров, сочетания цветов — и это в России, а не где-нибудь в Полинезии! Да и кто сказал, что ткачество — это строгое следование традициям? Я, например, хочу на станке XIX века соткать половик из разрезанных на полоски полиэтиленовых пакетов. Всегда можно придумать что-то новое, используя разнообразие приемов, фактуру и цвета утка и основы».

-4

Нина Константиновна всегда рада гостям. В ее доме в деревне Печорское-Олохово работает небольшой музей народных ремесел, а хозяйка проводит экскурсии по живописным окрестностям.

Национальный туристический портал Russia.Travel