Глава Счетной палаты критикует правительство за нехватку средств на исполнение майского указа.
Основные цели «майского указа», подписанного президентом РФ Владимиром Путиным: увеличение роста экономики по темпам выше среднемировых, вхождение экономики РФ в пять ведущих экономик мира, достижение темпов инфляции не превышающих 4% годовых, снижение уровня бедности в два раза, повышение социальных и демографических показателей. Этого необходимо добиться в течение 6 лет – до 2024 года. На исполнение указа потребуется 25 трлн руб.
По заявлению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, сделанного им в Государственной Думе при обсуждении по проекту «Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2019 год и плановый период», в сценарных условиях обозначены только 3 из 47 показателей, которые установлены указом президента. «То есть все-таки мы не видим всех целей и показателей, которых мы можем добиться. Мы не можем сегодня уверенно сказать, что правительство предусмотрело меры по выполнению этих целей», – передает слова Алексея Кудрина РИА «Новости».
Фискальные меры, предложенные Минфином, таких средств пока не обеспечат. Известно, что из 25 трлн руб., необходимых для исполнения указа, 17 трлн руб. заложены в бюджет, следовательно 8 трлн предстоит найти. Основные изменения в налоговой политике – повышение НДС с 18 до 20% и завершение налогового маневра (обнуление экспортной пошлины и повышение НДПИ), дадут только часть. Примерно 3,6 трлн руб. даст повышение НДС, 1,5 трлн руб. – налоговый маневр.
Остальные 3 трлн руб. следует видимо искать в расширении налогооблагаемой базы, которую и должен обеспечить рост экономики. Ключевая позиция здесь – рост инвестиций, в первую очередь, в инфраструктуру.
На прошедшем недавно сочинском форуме были представлены данные министерства транспорта о том, что 1 руб., вложенный в инфраструктуру, приносит 5–6 руб. инвестиций. Для развития подобной модели стимулирования экономики на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме был анонсирован специальный
Бюджетный фонд развития. Его финансирование будет осуществляться в основном за счет заимствований (первый транш недавно был презентован Минэкономразвития после переговоров с руководством Азиатского банка инфраструктурных инвестиций). Сумма пока невелика, но за 6 лет объем фонда должен достичь 3% ВВП страны (в 2019 году этот показатель будет около 100 трлн руб.)
Кудрин отметил, что он в целом поддерживает такую политику, «но она требует уточнения бюджетного правила и мы должны прямо сказать, что бюджетное правило правится в этом году: на полпроцента ВВП увеличивается дефицит бюджета на все ближайшие годы, что в наших предложениях ЦСР… когда-то также предлагалось».
Бюджетное правило – это принцип наполнения бюджета, в сильной мере зависящего от экспорта ресурсов. Оно четко определяет, какая доля направляется в текущий бюджет, а какая доля будет обеспечивать доходы будущих поколений. По существу – это цена отсечения нефтяных поступлений (в текущем бюджете она определена как $40 за баррель).
Но пока, по словам Алексея Кудрина, «к данному дню мы не видим обоснования, почему нужен специальный фонд, почему это нельзя реализовывать через госпрограммы, через известные уже механизмы. Нам требуется дополнительное обоснование».
При этом механизм заимствований для обеспечения фонда вполне может быть запущен. Сумма заимствований сегодня на уровне 15% госдолга и ряд экономистов советует ее увеличить.