Что мы знаем о людях, чьи всеобъемлющие знания и неуемные стремления к новому, заложили основу того, что в наши дни именуется кинематографом? Конечно, я говорю о технической основе, ведь ни для кого не секрет, что кинематограф – один из результатов технического прогресса. Тот, кто считает, что знает все о зарождении технических основ кино, может закрыть эту статью. Для всех остальных рад представить свой краткий рассказ.
Не буду чрезмерно углубляться в историю и говорить о театрах теней и камерах обскура, так как считаю это отступлением от темы и от утверждения, что мой рассказ будет кратким.
Начну с того, что технические основы кинематографа зародились в XIX веке в Европе, которая уже во второй трети XIX века имела достаточно высокий уровень развития техники.
Первым, кого мне хотелось бы упомянуть, будет бельгийский ученый Жозеф Плато, который, опираясь на свои исследования способностей человеческого глаза сохранять изображения предмета, изобрел в конце 1832 года аппарат, названный фенакистископом. Лучше всего свое изобретение опишет сам создатель.
«Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.» - Жозеф Плато (1833).
Фенакистископ быстро обрел популярность и распространился в массы. Его использовали люди всех возрастов, особо активно дети, конечно, для развлечения.
Важно отметить, что в этот исторический период развивалась и техника фотографии, постепенно вытесняя свою предшественницу дагерротипию (первую работоспособную технологию фотографии). Прежде всего здесь следует сказать о реализации возможности создавать мгновенные снимки и о выпуске в 1888 году фотоаппарата «Кодак» с катушкой негативной бумаги, позволяющей делать около 100 снимков без перезарядки.
Именно появление таких катушек подводит нас к следующему ученому и изобретателю с весьма широким спектром деятельности, которого я считаю необходимым упомянуть в этой статье. В 1889 году Жюль Марэ создал пленочный хронофотограф, которому были присущи все признаки киноаппарата. В этом устройстве, благодаря кручению ручки, пленка двигалась скачками с частотой остановок несколько раз в секунду, позволяя сделать снимок. Однако Марэ применял свой аппарат только в лабораторных условиях, не стремясь к его усовершенствованию для продвигания в массы.
Также значительный шаг к зарождению технического оснащения кинематографа сделал в 1888 году Эмиль Рейно. Изобретенный аппарат он назвал оптическим театром. Здесь важно знать, что именно Рейно первым использовал ленту с отверстиями для проецирования изображения и, таким образом, раньше Эдисона применил технологию перфорации.
Но ни Ж.Марэ, ни Э.Рейно не достигли возможности полноценной передачи движения с помощью фотографической пленки.
И тут я упоминаю последнего (в рамках этой статьи) первопроходца кинематографа, имя которого знает каждый школьник и который уже был упомянут выше. Конечно, это Томас Эдисон. Изобретатель решил проблему Э.Рейно и Ж.Морэ. Уже прославившись своим фонографом – прибором для записи звука – Эдисон в своей лаборатории сконструировал оптический фонограф, и вместе со своим верным сотрудником Диксоном проводил многочисленные опыты по созданию движущейся фотографии. В результате этих опытов в лаборатории Эдисона была создана кинематографическая пленка, актуальная и по сей день. Это был колоссальный прорыв в области движущейся фотографии. Результатом этого прорыва явилось создание кинетоскопа – ранней технологии кинематографа, которая, однако, все еще предназначалась для индивидуального зрителя.