Возможно подобный вопрос может показаться излишне философским. Однако, я не считаю его таковым, отчасти потому, что прежде, чем начать рассуждать над его ответом, хочу задать другой вопрос. Поначалу он может показаться никак не связанным с первым, но не спешите с выводами. И так: «К какой цели и в каком направлении движется наша с вами жизнь?» Вот это уже действительно претендует на философскую тематику. Что ж, я постараюсь ответить на оба вопроса, не заводя в дебри сложных умозаключений.
В наши времена первым вопросом еще могут задаться множество людей, но что касается второго, то здесь ситуация иная. Скажу прямо: редкий человек задаст себе такой вопрос. Однако те, перед кем он все же возникает, думаю, могут дать ответ и, зачастую, вполне удовлетворительный. Он может быть основан на религиозных взглядах или сугубо личном опыте. Здесь важно понимать, что, чем бы не были обоснованы подобные ответы, все они базируются исключительно на субъективном миропонимании. Смело отбрасываем все варианты субъективизма, и что остается? Ответ прост: останется лишь то, что мы создали. И наша жизнь стремится именно к созданию, творению, а целью этого стремления является, соответственно, результат творческого процесса, его конечный продукт.
Любое творение, созданное человеком, является прямым доказательством не только конкретно его, но и нашего существования. Каждое произведение искусства - это квинтэссенция накопленного человеком опыта и отражение имеющихся у него знаний.
Раз уж упомянуты знания, которыми может обладать человек, то вспомним знаменитое изречение Сократа:
«Я знаю, что ничего не знаю».
Для чего? А для того, чтобы дать еще одно определение искусству. Искусство – это мир, которым мы заполняем пробелы непознанного и конструируем собственную внутреннюю реальность.
Ну что, осталось добавить одну фразу, чтобы связать второй вопрос с первым, и, думаю, Вы догадываетесь, что это за фраза. Кино – это искусство, и наша жизнь стремится к нему как к выражению самой себя.
Кинематограф, как один из самых поздних результатов человеческой деятельности, является синтезом всех предшествующих ему искусств. Этот факт позволяет ему наиболее полно, более объективно сконструировать задуманную реальность. Другими словами, кинофильм – это жизнь, а хороший кинофильм – это демонстрация главных проявлений жизни. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что процесс создания кино – это еще и процесс осмысления создателем собственной жизни: анализ прошлого, размышление о настоящем и, возможно, заглядывание в будущее. Но этот процесс касается не только создателя, но и зрителя, ведь как говорил Андрей Тарковский:
«… процесс создания фильма не заканчивается после того, как он окончательно смонтирован и подготовлен к прокату. Акт творчества происходит в кинозале в момент просмотра фильма. Поэтому зритель для меня не потребитель моей продукции, не судья, а соучастник творчества, соавтор».
Что же насчет главного вопроса, являющегося заголовком статьи? Что ж, после всего вышесказанного мы наконец подошли к нему вплотную, а точнее, к ответу на него. Каждая выдающаяся кинокартина ценна не только как созданный сам по себе отдельный мир, но и как мир, созданный внутри каждого зрителя. Этот мир, складывающийся из переживаний, эмоций и чувств зрителя имеет крайне большое значение в его жизни, так как, безусловно, формируясь, он оказывает влияние на его дальнейшие суждения и действия. Подобное влияние, конечно, индивидуально, но нельзя отрицать факт его существования. Именно поэтому кино необходимо понимать не только его создателю, но и каждому зрителю.
Здесь у Вас может возникнуть резонный вопрос: «А как понимать кино? Как нужно его смотреть, чтобы прийти к пониманию?» Отвечу вам так: никаких алгоритмов и конкретных действий для верной трактовки фильма не существует. Почему? Да потому что не существует и самой верной трактовки. Если автор выдающимся образом создал художественное полотно, то на нем самостоятельно возникнут тысячи и тысячи индивидуальных трактовок. Эти трактовки будут иметь право на существование в том случае, если они подкреплены художественным аргументом. Последним является то, что заставляет зрителя испытывать реальное переживание и умозаключение, являющееся результатом самомышления.
Подходя к концу своего повествования, хочу сказать, что именно зрительская способность понять фильм делает его по истине великим и неподвластным времени.
Смотрите хорошее кино, заглядывайте в свой внутренний мир, создавайте его, совершенствуйтесь!