Вторая Мировая война - это война моторов. За лязгом гусениц и ревом турбин моторов однако же скрывается и другая война, война уходящая, конная война. Если кто не знает то кавалерии у немцев и их союзников было даже больше чем у СССР, а в наших войсках большинство каварелистских дивизий было сформировано уже непосредственно в войну. И эти конные части сыграли огромную роль в разгроме фашистского зверя. Одним из таких эпизодов стал рейд кавалерии под Дебальцево
Предыстория
После упорных боёв 3 гвардейская армия овладела плацдармом на западном берегу р. Сев. Донец и основными своими силами к 7 февраля 1943 г. вышли на рубеж: Николаевка, Ново-Анновка, кол. им. Шмидта, Семейкино.
279 стрелковой дивизии с отдельными частями 2 танкового корпуса, наступая в направлении Надеждино - Ново-Анновка, уже 6 февраля удалось овладеть Васильевка, Тельмана и проникнуть на южную окраину Ворошиловграда, где завязались упорные бои с немцами. Противник, стремясь задержать успешное наступление 3 гвардейской армии, упорно удерживал опорные пункты Лысый, Ниж. Габун, Верх. Габун, Бело-Скелеватый, Орловка, Поповка, Самсонов.
Для развития успеха 279 стрелковой дивизии командующий 3 гвардейской армией решил ввести 8 кавалерийский корпус в образовавшийся узкий коридор в общем направлении на Ново-Анновка. В дальнейшем корпус должен был действовать по тылам противника в направлении Дебальцево.
8-й кавкорпус вел непрерывные бои с самого начала контрнаступления под Сталинградом и был сильно измотан. Укомплектованность людьми едва достигала 45%, лошадьми 35%, артиллерией и миномётами - 30-40%, пулемётами и автоматами - 25-40%. Для выполнения столь серьёзной задачи, как действия на коммуникациях противника корпус необходимо было усилить. Однако общее состояние 3 гвардейской армии позволило придать корпусу лишь одну батарею 352 истребительно-противотанкового артиллерийского полка, 586 артиллерийский полк ПВО и минометный полк. Не густо, совсем не густо.
Рейд на Дебальцево
Задача прорыва поставлена теперь перед командованием 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, разведгруппы которой изучили тылы противника хорошо.
— В два часа ноль минут, — заговорил комдив, делая ударение на каждом слове, — приказываю открыть сильный огонь по ориентирам № 2 и № 3. На артиллерийскую подготовку даю 15 минут, — и продолжил, — полк Захарова занимает совхоз имени Ворошилова близ города Ворошиловграда, пройдя через немецкий аэродром, занимает совхоз имени Тельмана, затем приближается к хутору Петровка с восточной стороны. Остальные полки прикрывают дивизию с тыла. Штаб следует за хозяйством Фондеранцева. Сигнал к началу атаки — две красные ракеты...
План написанный на бумагев штабе опять не сработал: 3-я армия, назначенная начать прорыв, по неизвестной причине не стала действовать. 21-я и 55-я дивизии корпуса, встретившись с сильным сопротивлением противника, не смогли развивать наступление.
Части 112-й кавалерийской дивизии прорвали оборону немцев в промежутке между хуторами Лисовский и Орловский. 3-я гвардейская армия начала тяжёлые бои на подступах к Ворошиловграду.
В ночь с 7 на 8 февраля части 8-го кавалерийского корпуса стали действовать в тылу противника. Глубокий рейд, который создаст панику не только среди солдат и офицеров, но и замешательство среди генералов, начался. Конники, не имея поддержки танками и механизированными частями, с ограниченным боезапасом должны достигнуть Чернухино и Дебальцево…
Прорыв немецкой обороны стал шоком для Вермахта, но доносить о нем общественности было нельзя. Фюрер и его генералы ещё не пришли в себя от шока, полученного от итогов Сталинградской битвы. А тут новая наступательная операция по взятию Ворошиловграда.
Министр пропаганды Геббельс дает указание скрыть факты прорыва советской кавалерией линии фронта. Газета «Дойче Цайтунг» сообщает, что
«…Кавалеристы совершили неудавшееся наступление. Шли они, конники, тремя эшелонами, подкрадывались в темноте. Во весь опор скачут клячи перед полем обороны. Всадники, держась за седла, висят на стременах. Им навстречу свистят пули, трещат пулеметы. Постепенно кони падают, швыряя своих всадников. Третья волна всадников спасается бегством. Вот таковы результаты этого наступления».
Конечно немцы промолчали про то что 112 дивизия прорвала оборону и увлекла за собой в рейд остальные части. Только с 11 по 23 февраля 1943 г. корпус конников прошел с боями 160 км и уничтожил около 10 тыс. фашистов. Корпус за время боев оттянул на себя 5 фашистских дивизий.
14 февраля наши войска освободили Ворошиловград. Решающую роль в этом сыграло глубокое проникновение во вражеский тыл конников. За проявленную отвагу в боях, стойкость, мужество, героизм личного состава 8-й кавалерийский корпус 14 февраля во время рейда был переформирован в 7-й гвардейский кавалерийский корпус. Приказ с соответствующим переименованием был выброшен над штабом корпуса из самолёта с вымпелом.
В окружении
Пятидневные тяжёлые бои на важнейших коммуникациях противника с подходящими со всех сторон резервами основательно истощили силы 8 кавалерийского корпуса; в полках осталось по 120-150 бойцов, по 1-2 орудия, и, естественно, части конницы в таких условиях не могли уже развивать свой первоначальный успех. Ситуация была тяжелая, 17 февраля кавалеристы корпуса вступили в тяжелые оборонительные бои против намного превышающих сил противника и вели их до 23 февраля, отбив в день 25-летия Советской Армии 9 атак противника. Обещанная помощь не шла, и собственно говоря и резервов то для этого в Ставке не было. Командование фронта на просьбу разрешить вывести корпус из окружения и присоединить его к главным силам армии отвечало: «Если положение корпуса ухудшается, то пусть он переходит к партизанским действиям». Но такие действия были невозможны, так как местность, на которой рейдировал корпус, была совершенно открытой: ни рощ, ни перелесков, лишь кое-где высились шахтные корпуса и терриконы, к тому же была зима.
По этому приказу 15-я гвардейская кавалерийская дивизия закрепилась на северо-восточной окраине Чернухино, 16-я гвардейская Башкавдивизия — в центре, учебный и истребительно-противотанковый дивизионы корпуса — на восточной и юго-восточной окраинах.
Прорыв
Окруженному корпусу приказали дожидаться помощи, но помощи ждать уже не оставалось сил. Заканчивались снаряды и патроны, погибло много и личного состава, а немцы же методично расставляли артиллерию и ставили линии заслона.
«…кольцо окружения сжимается, боеприпасов нет, и не получал. Сегодня сильно бомбила авиация. На подходе своих частей нет. Прошу принять срочные меры, в частности, действиями авиации, иначе возможна катастрофа…»
телефонограмма командующему 3-й гвардейской армией Лелюшенко
А тем временем генерал-майор М.Д. Борисов, командующий кавкорпусом, приказывает комдиву 112-дивизии прорываться, точнее генерал попросту потерял самообладание и говорит Шаймуратову (комдив 112 дивизии) "бери все в свои руки". По сути Борисов толкнул конников Шаймуратова на верную гибель. Конники прорываются, но в тяжелых боях погибло очень много лучших бойцов. В рукопашной схватке гибнет и генерал Миннигали Шаймуратов. Командующий кавкорпусом Борисов предпочитает попасть в плен к немцам, в плену он пробудет вплоть освобождения его американцами.
Вот так вот человек заставивший идти своих людей на верную гибель сам смалодушничал и попросту сдался врагу. А что же 112-дивизия? Она была переименована в 16-ю гвардейскую и является рекордсменом по количеству героев Советского Союза.