Рожденный около 1450 года в голландском городе Хертогенбош, Иероним Босх был художником религиозной иконографии, чьи фантастические, почти сюрреалистические сцены сделали его одним из самых важных художников позднего средневековья. Мы рассмотрим некоторые из основополагающих работ Босха.
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи
В центре произведения находится Христос наряду со словами «Пещера», «Осторожно, осторожно, бог смотрит» , окруженный изображениями каждого из семи смертных грехов, а более мелкие сцены изображают «Четыре последние вещи» - смерть, суждение, ад и славу.
Искушение святого Антония
Здесь, Святой Антоний изображается как пожилой человек, медитирующий, представляющий свои годы, проведенные в одиночестве в пустыне, и, хотя он окружен демоническими существами, склоненными к соблазнению святого, сцена остается серьезной безмятежной работой.
Смерть скупца
Картина изображает человека на смертном одре и его борьбу - между силами добра, представленными ангелом и распятием, и злом, представленным несколькими демонами.
Искушения святого Антония
Искушения святого Антония сосредотачивается вокруг духовных мучений, пережитых Энтони Великим. Закрытый, триптих показывает окончательное путешествие Христа на гору Голгофа до распятия, а его три внутренние панели изображают жизнь святого Антония его битвы против искушения, его пути к спасению как отшельника. Это сюрреалистично в отношении включения чужих, чудовищных существ - резкий контраст с его более ранним изображением Святого Антония.
Фокусник
Картина представляет критический взгляд на доверчивость человечества. Группа зрителей собирает вокруг фокусника, зачарованные его волшебством, они не замечают как его помощник крадет их вещи.
Поклонение волхвов
Триптих изображает трех мудрецов, дающих подарки младенцу Иисусу после Рождества. Возвышающиеся, фантастические здания на фоне триптиха представляют Вифлеем, в то время как любопытный полуобнаженный персонаж, выглядывающий из двери сарая на переднем плане, был источником споров для искусствоведов в течение многих лет с различными учетными данными, идентифицирующими фигуру как Адама, Короля Ирода или Антихриста.
Страшный суд
Триптих показывает три сцены слева направо - во-первых, сочный зеленый пейзаж, представляющий Эдемский сад и падение человека; во-вторых, описание наказания грешников во время Судного Дня; и, наконец, адский пейзаж, где сатана получает души проклятых.