Найти тему
X5 Group

Как стартапу и корпорации запустить успешный пилот

Лучшие практики компаний, проблемы и самые интересные примеры сотрудничества

Директор по стратегии Х5 Вадим Капустин на конференции ФРИИ.
Директор по стратегии Х5 Вадим Капустин на конференции ФРИИ.

На площадке ФРИИ состоялась конференция «Запуск пилотов со стартапами. Кейсы корпораций». Более 200 представителей крупнейших корпораций и стартапов, а также эксперты ФРИИ обсудили лучшие практики выстраивания эффективного сотрудничества, самые интересные кейсы и проблемы, которые возникают при взаимодействии стартапов и большого бизнеса.

Исходя из сложившейся практики, чаще всего, решения стартапов помогают корпорациям оптимизировать затраты и экономить либо больше зарабатывать за счет дополнительных опций или новых продуктов и услуг. Чем крупнее компания, тем больший масштаб их интересует, поэтому внедрение решения конкретного стартапа должно давать экономический эффект в сотни миллионов рублей в рамках всего бизнеса.

Спикеры и участники конференции сошлись во мнении, что корпорации не работают со стартапами на стадии идеи, а для успешного запуска пилота со стартапом нужно заранее определять конкретные метрики эффективности. Решение о масштабировании проекта на всю компанию принимается по итогам оценки результатов каждого конкретного пилотного проекта.

-2

Представители корпораций заявили, что стартапы должны быть готовы запускать пилотные проекты, в том числе без оплаты, с чем, однако, далеко не все технологические предприниматели согласились. Спикеры из крупных компаний отметили свой интерес к решениям в формате «white label», то есть без использования собственного бренда стартапа, а под брендом компании. Также представители крупного бизнеса предупредили стартапы о том, что им нужно быть готовыми к бюрократическим трудностям, например, большому документообороту или подписанию соглашения о неразглашении (NDA).

О своем опыте работы с инновационными предпринимателями рассказали Вадим Капустин (X5 Retail Group), Любовь Симонова («Ростелеком»), Дмитрий Курин (МТС), Евгения Овчинникова («Райффайзенбанк»), Евгений Джамалов (М.Видео). Они поделились собственными критериями отбора и оценки стартапов, рассказали об успешных пилотных проектах и причинах, по которым молодым стартапам не удается выстроить сотрудничество с корпорациями.

«Сегодня ритейл, как и другие отрасли экономики, рассматривают инновации в качестве способа выживания в конкурентной борьбе, расширения своего присутствия на рынке и повышения эффективности. X5 Retail Group при активном участии ФРИИ запустила ряд пилотных проектов со стартапами. Всего в компании ведутся тестирования с более чем 50 стартапами, 6 из них уже прошли на этап внедрения. При этом мы все еще отмечаем дефицит инновационных решений в таких направлениях, как HR и финансы, а также в логистике», – рассказал Вадим Капустин, директор по стратегии X5 Retail Group.
-3

Основатели портфельных компаний ФРИИ Pay-Z, Usedesk и Hot-WiFi раскрыли секреты успешного выстраивания отношений с корпорациями, рассказали о своих проектах с крупными компаниями, а также о том, почему не получилось поработать с крупным бизнесом. Так, например, Аркадий Альшан, сооснователь и генеральный директор Pay-Z, порекомендовал другим молодым предпринимателям набираться опыта, сотрудничая с менее крупными компаниями, а Сергей Будяков, основатель Usedesk, отметил важность назначения в корпорации отдельного человека, ответственного за проект, планирования каждого этапа сотрудничества и постановки четких KPI. Директор по продукту Hot-WiFi Наджиб Муаббат посоветовал IT-предпринимателям сначала доказать ценность своего продукта рынку, который потом сам заставит корпорации приходить к стартапам за их решениями. Кроме того, он подчеркнул важность оперативных коммуникаций с заказчиком и выстраивания контактов сразу с несколькими лицами, принимающими решения в корпорации, что резко повышает вероятность заключения сделки.

Во время панельной дискуссии участники конференции отметили, что корпорации заинтересованы в инновациях и привлечении стартапов. Однако, как со стороны бизнеса, так и со стороны молодых IT-предпринимателей возникают факторы, препятствующие выстраиванию сотрудничества. В основном, это связано с ожиданиями предпринимателей по совершению быстрой продажи, что в условиях работы с крупной корпорации нереально. При этом представители крупного бизнеса заявили, что они стараются создавать благоприятные условия для запуска пилотов, например, внедряют процедуру «Fast Track» для упрощенного согласования проектов стартапов, в рамках которой вводят ускоренные процедуры согласования договор, проверки контрагентов и тд.

-4
«Цель корпораций при работе со стартапами – это поиск технологий, которые позволяют заметно увеличить продажи или сократить расходы. ФРИИ вместе с корпоративными партнерами из практически всех секторов экономики запустили уже более 100 пилотных проектов, которые способствуют цифровой трансформации бизнеса и улучшению финансовых и операционных результатов компаний. Фонд ведет активную работу, направленную на то, чтобы научить корпорации и стартапы работать друг с другом и выстраивать взаимовыгодное сотрудничество. Она включает не только специальные программы, курсы, семинары и питч-сессии, но и подобные конференции», – отметил Евгений Борисов, директор по развитию ФРИИ.

Читайте также

X5 протестирует метки-хамелеоны для контроля качества

X5 включит компьютерное зрение

В «Пятёрочках» появятся говорящие кассы

______________________

Обязательно подпишитесь на новости Х5 Retail Group на Facebook, и ещё у нас есть Вконтакте, Instagram, Yandex Zen и Viber.