Итак, ранее мы уже начинали говорить о некоторых аспектах, лежащих в основе современной демократии, а если точнее, то о том, что в либеральном дискурсе современного западного общества наполняет симулякр демократии.
Продолжим.
Аспект 2. Права человека и иные базовые демократические ценности.
Посмотрим ретроспективно. Фундамент концепции прав человека был идеологически обоснован в эпоху Просвещения, точнее, в XVIII веке, когда ряд мыслителей сформулировали постулат о существовании неких "естественных прав человека", которыми любое человеческое существо наделяется просто по факту своего рождения и которые являются неотчуждаемыми в течение всей его жизни. В том же столетии он был уже закреплён де-юре в соответствующих документах, рождённых Великой французской революцией и при образовании САСШ. Набор их всех общеизвестен, нет никакого смысла здесь их перечислять. Правдами и неправдами концепция это прошла бурный XIX век с его бесконечными итерациями "революция-контрреволюция-революция", разыгрывавшимися в самых различных декорациях - от Франции до Боливии, прошла через пламя двух мировых войн, после чего была окончательно легитимизирована в во "Всеобщей декларации прав человека", лёгшей в фундамент ООН. Казалось бы, всё логично и закономерно. Концепция прав человека юридически кодифицирована и общепризнанна. Действительно, кто всерьёз будет возражать против того, что человек, скажем, имеет право на жизнь.
Не всё, однако, так просто и однозначно. За непростую вторую половину ХХ она претерпела существенные изменения - причём, что важно: не в плане её формального наполнения (по большому счёту, повторяются постулаты Великой французской революции, с некоторыми модификациями сообразно времени), а в плане её фактической реализации. Перефразируя известный афоризм - задумывали её романтики (философы эпохи Просвещения), реализовывали её реалисты (лидеры держав-победительниц во второй мировой войне), а реализуют её сейчас - прожжённые циники (нынешние функционеры евробюрократии, бюрократия ООН и правящий класс Вашингтона).
Прежде всего - она потеряла свою универсальность. Иными словами, она реализуется - избирательно, и характер этой избирательности формируется политическим классом западной либеральной элиты, то есть верхушкой "ядра" в понимании Валлерстайна). О связи концепции "мир-системы" Валлерстайна с текущей геополитической обстановкой мы подробнее поговорим в последующих публикациях.
Действительно, в современном западном обществе отлично защищаются права всех "меньшинствующих", более-менее защищаются права граждан западного мира на жизнь и свободу, но концепции отказывают в универсальности, когда речь заходит о населении периферии мир-системы - азиатах, африканцах, латионамериканцах и иных, составляющих, к слову, подавляющее большинство населения планеты. Действительно, кого на западе волнует попранное право миллионов погибших иракцев, ливийцев и сирийцев? А суданцев? А африканцев, гибнущих в колоссальном количестве войн на африканском континенте за возможность транснациональных корпораций выкачивать природные ресурсы континента? А вы видели, чтобы после теракта, с кажем в Багдаде, Эйфелеву башню раскрашивали в цвета иракского флага? А кого волнует наличие смертной казни в США и Японии? Правильно, никого не волнует и никогда не видели.
Таким образом, из концепции прав человека вынуто краеугольное положение, о котором уже упоминал: принцип естественности и неотчуждаемости прав человека. Как мы видим, права человека, лежащие в основе ялтинско-постдамского мироустройства, могут абсолютно легко попираться, когда дело заходит о нарушении прав "людей второго сорта", если это необходимо для реализации интересов западной элиты,, то есть транснациональных корпораций.
Без этого принципа рушится вся концепция, словно рахитичный слонёнок.
Фарисейство западной элиты состоит в том, что она, сохранив внешнюю риторику о незыблемости соблюдения принципа прав человека посредством манипулятивных технологий превратила эту романтическую идею в прекрасный инструмент управления процессами на мировой шахматной доске: выгодно - говорим о нарушении и начинаем принуждать к соблюдению всеми методами до тех пор, пока "провинившаяся" страна из периферии мир-системы, попытавшаяся заговорить о собственном суверенитете, не задушена экономическими санкциями, инспирированной извне сменой власти или, если уж совсем ничего не получается - ковровыми бомбардировками.
Иными словами, в сухом остатке и здесь мы видим симулякр как основу современного западного "демократического" (читай: олигархического) общества, когда красивая обложка, наполненная содержанием, абсолютно извращающим изначально заложенный в ней смысл, преподносится "граду и миру" в качестве одного из столпов и краеугольных камней цивилизации в целом.
Если Вам понравится и вы отметите это соответствующим знаком - мы обязательно продолжим разбирать на составные части и анализировать глобальный симулякр либеральной демократии.